на протяжении получаса протекает жизнь целого дня и действующие лица не обедают, не переодеваются, не убирают комнат и т. д., —словом, не занимаются тем, что могло быть в жизни, но в данном случае несущественно для развития действия и событий акта.
В другом случае там, где это необходимо для развития действия, как, например, в «Ревизоре», Гоголь создает интереснейшую сцену, в которой голодный Хлестаков с аппетитом ест дрянной обед, с трудом выпрошенный у трактирного слуги. Но и в этом случае действие приобретает яркую активность, потому что голод Хлестакова существен для развития действия сцены.
Надо сказать, что активность действия совсем не означает быстрого темпа и торопливости. Наоборот, при большой насыщенности и напряженности оно часто протекает в медленном темпе. Активность действия, как мы уже говорили, возрастает от преодоления тех препятствий, с которыми актер встречается на сцене.
«Жизнь, люди, обстоятельства, мы сами непрерывно ставим перед собой и друг перед другом ряд препятствий и пробираемся сквозь них, точно через заросли»1,— отмечает К. С. Станиславский.
|
|
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 156.
Таким образом, активное сценическое действие не может развиваться без столкновений, без преодоления препятствий, борьбы за достижение цели и является той основой, без которой невозможна сценическая жизнь и актерское творчество.
«Пока же постараемся понять, как научиться действовать на сцене не по-актерски — «вообще», а по-человечески — просто, естественно, органически правильно, свободно, как того требуют не условности театра, а законы живой, органической природы»1.
Начиная с первых упражнений студенты совершали простейшие физические действия, когда они по-человечески (а не по-актерски) слушали, смотрели, осязали, освобождали мышцы, упражнялись на память физических действий, меняли отношение и выполняли несложные задачи. Теперь мы подходим к упражнениям, в которых действие течет более продолжительное время: начинается, развивается и приходит к развязке.
Здесь первое время студенты еще не могут применить тех навыков, которые они приобрели на предыдущих занятиях, и мы постоянно напоминаем, чтобы они не забывали об органике физического действия.
1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 67.