постоянном регулировании, которое в конце концов тоже приучаешься делать автоматически»',— учит К. С. Станиславский,
Этот автоматизм достигается практикой, привычкой и постепенным переходом от сознательного применения приемов к подсознательному регулированию связи элементов.
Найдя тему этюда и оговорив сюжет, его участники должны поставить перед собой вопрос: ради чего его играть? Что мы этим этюдом скажем зрителям? То есть вопрос о сверхзадаче.
Конечно, в ученических этюдах еще трудно ставить в полном объеме вопрос о сверхзадаче, но надо его ставить в тех пределах, которые позволяют простенькие темы и сюжеты начальных упражнений.
Ответ на вопрос, ради чего играть этот этюд, может помочь воспитать у студентов настоящие серьезные чувства: любовь к Родине и партии, коммунистическое отношение к труду, чистоту и поэтичность взаимоотношений между юношей и девушкой, честность в борьбе с отрицательными явлениями жизни и т. п. Вопросы морального кодекса коммунизма, борьбы за мир также должны
|
|
1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 328.
Стр.173
находить свое посильное отражение в этих несложных начальных упражнениях. Воспитание художественного вкуса студентов также зависит от выбора тем и сюжетов этюдов.
Поскольку в этих этюдах действие идет «от себя», мы не даем студентам этюдов, в которых они совершают аморальные поступки, так как они еще не могут овладеть образами отрицательных персонажей, которых надо осудить или высмеять. Например, два студента проспали и не пошли в институт. Чтобы оправдать свое отсутствие, один из них вызвал врача и прикинулся больным. Врач ставит ему градусник. Второй студент отвлекает внимание врача, а первый в это время наколачивает градусник. Обманутый врач выдает студенту бюллетень и уходит. Тогда первый студент спрашивает у второго, как он выкрутится и оправдает свой неприход. Второй студент торжествующе показывает бюллетень, который он украл у врача, в то время, когда тот осматривал первого студента. Оба танцуют победный танец.
Или: в общежитии две студентки, зная, что третья ведет дневник, в ее отсутствие находят его и, смеясь, начинают читать. Во время чтения входит студентка — автор дневника, вырывает его и ударяет одну из читавших.
Такие этюды и им подобные должны быть резко осуждены, как бы хорошо они ни