Стр. 202

Если действие в этюде течет с перерывами и участники его придумывают, о чем им говорить, непрерывная линия общения разрывается и обще­ние перестает быть органичным. «Общение с пере рывами неправильно,— пишет К. С. Станислав­ский,— поэтому учитесь говорить свои мысли другому и, выразив их, следить за тем, чтобы они доходили до сознания и чувства партнера; для этого нужна небольшая остановка. Только убедив­шись в этом и договорив глазами то, что не уме­щается в слове, примитесь за передачу следующей части реплики. В свою очередь, умейте восприни­мать от партнера его слова и мысли каждый раз по-новому, по сегодняшнему»1.

Это высказывание К. С. Станиславского под­черкивает важную роль внимания в процессе сце­нического общения и показывает, что в этюдах необходимо пользоваться всеми элементами сце­нического действия, и если один из них выпадает, получится наигрыш или представление.

Непрерывная линия действия зависит от спо­собности участников этюда увлекаться творческим заданием. Умение увлекаться — одно из важней­ших качеств актера, и студентам необходимо его развивать. Если задание кажется участнику этюда

1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. стр. 256-257.

Стр.203

неинтересным, педагог дожжен помочь ему в соз­дании увлекательных предлагаемых обстоятельств и интересных оправданий. При исполнении этю­дов мы не разрешаем их участникам останавли­ваться в середине исполнения и не доигрывать этюд до конца. Тут необходимо воспитать дисцип­лину и приучить студентов бороться за удачное исполнение этюда до конца, а не расписываться в своей беспомощности.

Самым беспощадным образом мы боремся с актерской смешливостью и потерей сценической серьезности. Такое легкомысленное отношение к творчеству может разрушить атмосферу в кол­лективе и придать ему налет дурной любитель­щины, которую необходимо уничтожить в заро­дыше. Здесь надо напомнить, что сценическая серьезность вовсе не означает постного лица или «благоговейного» отношения. Этюды и упражне­ния могут исполняться весело и жизнерадост­но, но это не означает, что их участники несерь­езны.

«Быть серьезным на сцене — значит знать, что я делаю важное дело, — говорил Е. Вахтангов,— смех на сцене возникает от неумения серьезно отнестись к заданному положению»1. Таким обра­зом, сценическая серьезность тесно связана со

По записи В. К. Львовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: