осматривает стол, затем отворачивается. Другой студент меняет расположение предметов и предлагает первому снова расставить все так, как было.
Несколько студентов сидят на стульях в какой-нибудь мизансцене; входит студент, проделывающий упражнение, пять секунд смотрит на мизансцену и уходит. Сидящие меняют позы, места, кто-нибудь уносит один стул. Студент должен вернуть все в прежнюю мизансцену.
Из спичек составляется сложная геометрическая фигура, ее показывают одному из занимающихся. Затем смешивают спички. Надо восстановить геометрическую фигуру.
Участвующий в упражнении садится спиной к зрительному залу, определяет, кто прошел по залу: мужчина или женщина, а иногда, зная походку товарища, узнает, кто именно прошел.
На стол кладут несколько предметов и покрывают их скатертью. Надо определить на ощупь, через скатерть, какие это предметы.
Для того чтобы показать студентам, как часто в жизни они не замечают самых простых вещей, мы предлагаем рассмотреть предмет, им хорошо знакомый, например свой ботинок, портфель, сумочку и т. п., и рассказать о тех изменениях, которых они в них раньше не замечали. Опыт показывает, что этих изменений бывает больше, чем их владельцы предполагали.
|
|
Стр 47
В домашних заданиях мы предлагаем обратить внимание на то, какие изменения произошли на тех улицах, по которым они ежедневно ходят.
Предлагаем пойти в ту часть города, где они давно не были, с тем чтобы понаблюдать, какие там выстроены новые здания, заасфальтированы улицы, посажены деревья и т. п.
Можно сесть на бульваре и понаблюдать за проходящими людьми, с тем чтобы потом рассказать, что интересного удалось в них заметить. Понаблюдать, как мать утешает плачущего ребенка, как сидит влюбленная пара, как юноша нетерпеливо ждет опаздывающую на свидание девушку, как идут люди с работы, как опаздывают, в театр, как ссорятся и мирятся, и многое, многое другое, что происходит на бульваре. Рассказать, что вы заметили, когда ехали из дома на урок.
«Артист должен уметь наблюдать и впитывать «как губка»,— писал В. Н. Давыдов. Такие упражнения — начало глубокого и увлекательного изучения жизни, которое должно быть важной частью творческого метода актера при создании художественного образа.
Углубленная работа над ролью впереди, а пока можно продолжать упражнения, помогающие удерживать внимание на объекте в течение более продолжительного времени, т. е. увлекаться объектом.
Стр.48
Несмотря на то что последующие упражнения сами по себе не трудны, они почти никогда не удаются с первого раза. Необходимо добиться четкого их выполнения.
|
|
Групповое упражнение «Пишущая машинка».
а) Поставить группу полукругом. Раздать буквы алфавита (в небольшой группе каждый может получить две или три буквы). Затем, проверив, хорошо ли знают студенты, у кого какие буквы, преподаватель произносит какую-нибудь фразу, например: «Белеет парус одинокий». Сначала произносится одно слово «белеет». Преподаватель хлопает в ладоши. Ему отвечает хлопком буква«б», хлопок преподавателя — хлопок буквы «е».Те студенты, у которых буквы л, е, е, т, хлопают по очереди, отвечая на каждый хлопок преподавателя. В конце слова хлопает вся группа. Так —вся фраза.
б) То же упражнение без хлопков преподавателя. Участники сами передают фразу хлопками.
Эти упражнения не получаются, если хоть один участник невнимателен. Тут-то и выявляются отстающие.
«Арифмометр» (1). Участвуют 15 человек (14 в кругу, один ведущий). Десять человек — цифры от 0 до 9. Четыре человека знаки: плюс, минус, умножение, деление. Ведущий называет: 5 + 9 =