К этому классу относятся муфты предохранительные, обгонные и центробежные.
Предохранительные муфты (кулачковая, шариковая) предназначены для предохранения привода от перегрузок. Предохранительные муфты рассчитывают по предельному вращающему моменту, превышающему расчетный момент на 25%, т. е. Тпр = 1.25 Тр.
При достижении предельного вращающего момента происходит размыкание полумуфт. Регулировка муфт осуществляется гайкой со стопорной шайбой
Предохранительная дисковая муфта с разрушаемым элементом имеет в своей конструкции срезаемый при перегрузке штифт (рис. 15.7).
Рис. 15.7. Предохранительная муфта
Обгонные муфты передает вращающий момент только в одном направлении. При вращении звездочки роликовой обгонной муфты по часовой стрелке под действием сил трения ролики увлекаются в сторону сужения паза и заклиниваются, в результате чего образуется жесткое соединение звездочки с обоймой. При вращении звездочки против часовой стрелки (или если обойма начнет вращаться по часовой стрелке с большей угловой скоростью, чем звездочка) произойдет автоматическое размыкание кинематической цепи привода.
Фрикционные обгонные муфты бесшумны и могут работать при больших частотах вращения. Их применяют в автомобилях, мотоциклах, велосипедах, станках и др. В велосипеде обгонная муфта позволяет колесу свободно катиться по дороге при неподвижных педалях и передает на колесо вращающий момент при вращающихся педалях, поэтому ее называют муфтой свободного хода.
Центробежные муфты применяют для автоматического соединения и разъединения валов при достижении определенной частоты вращения Источник усилий в них – центробежные силы.
На практике нередко применяют комбинированные муфты, например сочетания упругих муфт с предохранительными или управляемыми.