Расчёт зубьев

Прямозубые передачи. При выводе расчетной формулы принимают следующие допущения: 1) вся нагрузка Fn зацепления передается одной парой зубьев (рис. 4.8), которая приложена к вершине зуба и направлена по нормали к его профилю; 2) сила трения в зацеплении и сжимающее действие силы Fn мало влияют на величину напряжения и поэтому не учитываются; 3) зуб рассматривают как консольную балку, нагруженную сосредоточенной силой Fn, приложенной к зубу в его вершине. Эта сила, действующая под углом αw к оси зуба, вызывает в его сечении напряжения изгиба и сжатия. Силу Fn переносят по линии зацепления NN до оси зуба и полученную точку О принимают за вершину параболы, которая определяет контур балки равного сопротивления изгибу. Точки А и В касания ветвей параболы и профиля зуба определяют положение опасного сечения зуба на изгиб.

Рис. 4.8. Изгиб зуба

При этих допущениях наибольшее напряжение изгиба в опасном сечении ножки зуба АВ, расположенном в зоне концентрации напряжений (см. рис. 4.8).

σF = Fn·l/W = 6Ft·l·Kτ/(bs2·cos2αw),

где W = bs2/6 – осевой момент сопротивления опасного сечения ножки зуба; Fn = Ft/cosαw; Кτ – теоретический коэффициент концентрации напряжений.

Плечо изгиба l и ширину зуба b в опасном сечении S выражают через модуль: l = μm; S = νm, где μ и ν – коэффициенты, учитывающие форму зуба. Тогда

– коэффициент формы зуба.

Учитывая неравномерность распределения нагрузки по длине зуба поправочным коэффициентом К и дополнительные динамические нагрузки коэффициентом К, получим формулу для проверочного расчета прямозубых передач:

где YF – коэффициент формы зуба – величина безразмерная, зависящая от числа зубьев Z или Zv.

Из-за меньшего числа зубьев зуб шестерни у основания более тонкий, чем у колеса, поэтому YF1 > YF2. Для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб шестерню делают более прочной, чем колесо. Зубья шестерни и колеса будут иметь примерно равную прочность на изгиб при условии

F1]/YF1 ≈ [σF2]/YF2.

Заменив Ft на 2T1/d1 = 2T1/mZ1, выразив b через модуль m, т.е. b = = ψbdd1 = ψbdmZ1, подставив найденные значения в формулу (4.10) и решив еe относительно модуля, получим формулу для проектного расчета открытых зубчатых передач:

где Т1 – крутящий момент на валу шестерни, z1 – число зубьев шестерни.

В формулы (4.10) и (4.12) подставляем значения YF и [σF] того зубчатого колеса, для которого меньше отношение [σF]/YF.

Косозубые передачи. Наклонное расположение зубьев увеличивает их прочность на изгиб и уменьшает динамические нагрузки. Это учитывается введением в расчетную формулу прямозубых передач (4.10) поправочных коэффициентов Yβ и К. Формула проверочного расчета косозубых передач:

где Yβ = 1 - β˚/140 – коэффициент, учитывающий наклон зуба; К – коэффициент распределения нагрузки между зубьями.

Коэффициент формы зуба принимается по эквивалентному числу зубьев Zv. С учетом повышенной нагрузочной способности косозубых передач при некоторых средних значениях Yβ, К, КFv по аналогии с прямозубыми получим формулу для проектного расчета косозубых передач определения нормального модуля:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: