Жан Оноре Фрагонар, французский живописец, график и гравер.
Учился сначала у Жана Батиста Шардена, затем у Франсуа Буше в Париже. В 1752 году за картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. В 1756 - 1761 годах работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII столетия Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он совершил вместе с ним и талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража: "Voyage de Naples et de Sicile", в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
По возвращении своем в Париж он выставил в салоне 1765 года картину "Смерть Кореза", за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после этого он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Произведения его вошли в большую моду и покупались нарасхват по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Фрагонара исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", "Праздник в Сен-Клу", "Купающиеся наяды",), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой") или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство», "Дети фермера»)
|
|
Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов.
Во время Великой французской революции Фрагонар - хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворенный во французском искусстве Давидом, лишил его прежней популярности.
|
|
В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности. В его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретенной композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших произведений принадлежат: "Урок музыки", "Пастораль", "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий сорочку с красавицы", "Молодой гитарист", "Молодая читательница" и "Вдохновение", "Семейство фермера" и "Поцелуй украдкой", в "В отсутствии отца и матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриэль" и "Ученые собаки", в разных частных коллекциях. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: "Шкаф" (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), "Обрезание" с Тьеполо, "Антоний и Клеопатра" с Либери, "Вечеря в Эммаусе" с Риччи, и "Сретение Господне" с Тинторетто.