Методическая функция

Методические совещания

Традиционно методическая функция чаще всего реализуется в форме методических совещаний. Практика показывает, что такие совещания рационально проводить в среднем четыре раза в год. Два из них обычно приурочены к началу (конец августа — начало сентября) и окончанию (конец мая — начало июня) учебного года. Одно из методических совещаний для системы ПМПК актуально проводить в марте-апреле, когда начинается комплектация специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наконец, еще одно совещание актуально проводить в конце или начале календарного года (декабрь-январь). Это совещание обычно посвящено подведению итогов, анализу результатов, а также перспективному планированию деятельности ПМПК, в том числе и вопросам методического оснащения и развития технологий обследования детей и подростков с отклонениями в развитии на ПМПК.

Методические совещания обычно проводятся специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муниципальных ПМПК для членов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, находящихся на данной территории. Хотя бы один раз в году такое совещание желательно проводить расширенным составом, с участием представителей всех структурных подразделений системы ПМПК. Наиболее оправданы такие совещания в начале календарного или учебного года. Организация такого методического совещания ложится на плечи региональной ПМПК, которой можно рекомендовать приглашать на подобные совещания представителей науки, а также представителей наиболее эффективно работающих ПМПК Российской Федерации.

Методический совет

Ученые и практики, занимающиеся вопросами методического обеспечения деятельности ПМПК, многократно ставили вопрос о разработке единых требований к методическому оснащению ПМПК. Следует признать, что в настоящее время не существует готовых вариантов такого оснащения, которые соответствовали бы всем необходимым критериям стандартизации. В связи с этим возникает потребность в деятельности методического совета системы ПМПК, который может создаваться на базе региональной ПМПК преимущественно из ее специалистов, но с участием наиболее высококвалифицированных специалистов других ПМПК и ПМПк региона.

Основными вопросами, которые нуждаются в обсуждении и согласовании членами методического совета, являются следующие.

1) Достижение договоренности об использовании в условиях ПМПК единого пакета диагностических методик для обследования детей и подростков с отклонениями в развитии. Речь идет не только о едином списке методик, но и об их стандартном виде. При этом следует помнить, что в рамках этого единого набора диагностических методик для каждого конкретного ребенка выбираются те методики, которые соответствуют индивидуальному плану обследования этого ребенка.

Не исключено, что всем структурным подразделениям системы ПМПК следует применять ко всем детям и подросткам минимальный «базисный» набор методик. Это даст возможность для сравнения результатов, статистического анализа состояния детской популяции по наиболее существенным для цели и задач ПМПК параметрам. Одним из таких параметров безусловно является уровень развития и структура интеллекта.

Возможно введение некоторых медицинских параметров, в частности отражающих состояние сенсорной сферы (зрения, слуха) и общей и мелкой моторики, а также латерализации сенсомоторных функций (преобладание лево-правой ориентации).

Среди медицинских параметров важное значение имеют сведения об осложнениях во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном развитии.

Можно рекомендовать и краткое обследование всех детей соответствующих возрастных категорий с помощью небольшого единого набора средств, оценивающих состояние знаний, умений и навыков.

Наряду с важностью единого вида такого «базисного» набора методик, существенной является возможность количественного или схематического (например, графического) отображения результатов обследования. Для фиксации результатов обследования (в том числе и повторных обследований) ребенка на ПМПК можно предложить форму «Индивидуального паспорта развития ребенка», в котором фиксируется информация в соответствии с «базисным» компонентом обследования.

В отличие от карты развития ребенка, которая хранится в ПМПК, «паспорт» хранится у родителей (законных представителей) ребенка и может предъявляться ими при самостоятельном или по направлению обращении к другим специалистам, в другие учреждения и ведомства в связи с вопросами развития ребенка.

2) На методическом совете могут быть приняты единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК с учетом того, что план и методические средства обследования индивидуализированы в соответствии с конкретными показаниями.

3) Достижение договоренности о единых требованиях к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК.

4) Для повышения уровня компетентности в методических вопросах представляется важным повышение квалификации специалистов ПМПК. В настоящее время в системе образования действует правило о повышении квалификации на курсах, в соответствии со специальностью, не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повышения квалификации может быть представлен перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцентом на новых тенденциях в работе ПМПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: