Схема № 1. Интеллект-карта, иллюстрирующая поиск информации об инновационных методах преподавания музыки

В данной интеллект-карте мы сначала определяем области поиска информации для нахождения заданной цели с использованием метода "дерево решений". Результаты записываем в "ветвях решений". Потом, согласно правилам чтения интеллект-карт, двигаемся вниз по часовой стрелке, определяем общепедагогические методы, которые, как известно, делятся на методы обучения и методы воспитания. Следующие ветви карты: инновационные педагогические методы и инновационные методы в современном музыкальном образовании.

Отметим, что составляя нашу интеллект-карту, мы пользовались классификацией методов обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина [3,4,5] и классификацией методов воспитания Г. И. Щукиной [6].

В качестве инновационных методов в современном музыкальном образовании мы выбрали следующие авторские методы: размышление о музыке Д. Б. Кабалевского, музыкальное обобщение Э. Б. Абдуллина, создание художественного контекста Л. В. Горюновой, моделирование художественно-творческого процесса Л. В. Школяр, создание композиции Л. В. Горюновой, содержательный анализ инструментальных произведений В. А. Школяр.

Таким образом, на данной карте получилось четыре "дерева", "стволы" которого пронумерованы в соответствии с порядком чтения интеллект-карт, и от каждого из них к следующему стоит стрелка, показывающая путь поиска заданной цели. Также из данной карты следует, что для нахождения инновационных педагогических методов и инновационных методов преподавания музыки возможно использование Интернет-ресурсов, поскольку лишь небольшой процент студентов сможет "на память" заполнить данные ветви карты. Первые два "дерева" карты связаны со знаниями, полученными в курсе общей педагогики и не требуют специального обращения к Интернет-ресурсам. Инновационные педагогические методы, скорее всего, потребуют обращения студентов к Интернет- ресурсам. В ещё большей степени это станет актуальным при поиске специализированных методов, применяемых в современном музыкальном образовании. Таким образом, путь движения по интеллект-карте стимулирует обращение к Интернет-ресурсам и эффективный поиск специальной информации.

Обобщим изложенное. Интеллект-карта - этоструктурированный результат индивидуального мозгового штурма, содержащий образное воплощение траектории движения к конкретной цели. Интеллект-карта воплощает оптимальную технологию реализации цели и одновременно является эффективным методом ее достижения.Зрительно, интеллект-карта представляет собой сеть понятий и идей, расположенных вокруг изображенной в центре главной мысли (цели) и определенным образом связанных между собой логических этапов ее достижения. Эффективность работы с картой повышается в условиях интегрированного применения методов интеллект-карты и "дерева решений", что позволяет образно представить и упорядочить траекторию поиска информации в процессе подготовки педагога-музыканта.

Рецензенты:

  • Бодина Е. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва.
  • Казаренков В. И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии ГБОУ ВПО РУДН, г. Москва.

Пристатейные списки литературы

1. Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: Альпина Паблишер, 2009. - 308 с.

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление URL: http://lib.rus.ec/b/95122/read (дата обращения: 15.02.2007).

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 176 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1 (А - М). - 608 с., ил.

6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

Как читать интеллект-карты?

Автор: Администратор 02.09.2012

Надеюсь, что мои советы помогли читателям создать свои первые интеллект-карты. Вероятно, вы также успели познакомиться с некоторыми образцами интеллект-карт, подготовленными другими авторами и выложенными в интернете. После прохождения этого этапа многие сталкиваются с новой проблемой: как же читать интеллект-карты? Слева-направо, или сверху-вниз? По часовой стрелке, или против?

Мыслекарты (и интеллект-карты, в частности) — это принципиально новый способ организации знаний, поэтому и читать их надо не так, как мы привыкли читать кнги, журналы или собственные конспекты.

1. Начинать чтение интеллект-карты необходимо от ее центра — от рисунка, обозначающего центральную идею. Фокус вашего внимания должен постоянно возвращаться к центральной идее. Не упускайте ее из вида надолго.

2. На следующем шаге разберитесь с главными темами, расположенными вокруг центральной идеи. Вникните в основную структуру карты ума.

3. Определитесь с порядком, в котором вы будете рассматривать главные темы. Порядок может быть задан автором, с использованием чисел, или каким-нибудь другим способом. Если информация о порядке рассмотрения отсутствует, действуйте по своему усмотрению. Часто, удобнее читать интеллект-карту по ходу часовой стрелки, начиная с «первого часа».

4. Теперь просмотрите иерархию понятий, заключенную в каждой ветви, отходящей от центральной идеи. Двигайтесь от центра карты к переферии — от наиболее важных понятий к менее значительным. Остановитесь на каждом понятии, постарайтесь понять его роль в данной интеллект-карте. Подумайте: какие ассоциации связаны у вас с этим словом или рисунком, какие образы и идеи он вызывает, как развить идею, заключенную в нем.

5. Следите за связями между понятиями — не забывайте про линии.

6. Обратите особое внимание на выделенные понятия. Задержитесь на линиях, которые отличаются по цвету, толщине или волнистости от соседних. Проследите за указателями, связывающими отдельные понятия. Может быть автор выделил идею другим шрифтом, объемом, цветом? Поймите значение использованных в картах разума цифр. Объясните, зачем понятия объединены в облаках?

Детально пройдя каждую ветвь карты ума, вернитесь к центральной идее и постарайтесь «взлететь выше». Окиньте всю карту одним взглядом, схватите ее суть. Увидьте, заключенную в ней, гармонию.

Еще на эту тему:

· Сила интеллект-карт

Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, мгновенному нахождению связ...

· Интеллект-карты помогают больным дислексией

Дислексия (в русской психологической школе отдельно выделяют дисграфию) - это особенность работы сознания, проявляющаяся в возникновении ряда проблем при обучении. Проблемы проявляются прежде всего в...

· Головоломка: развилки на дорогах

Хотите потренировать свои навыки планирования и помассировать фронтальные доли коры головного мозга?Загадка "Развилки на дорогах" Вес Кэролл, как никакая другая, подходит для этих целей.Вот ка...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: