Показатели эффективности транспорта кислорода при работе максимальной аэробной мощности у мальчиков школьного возраста

Таблица

(M + m)

Возраст, лет Утилизация кислорода, % Кислородный пульс, мл/уд Кислородный пульс, мл/уд/кг Гемодинамический эквивалент, л/л
  3,29 +0,15 5,73 +0,26 0,18 +0,019 9,43 +0,53
  3,21 +0,20 6,29 +0,59 0,19 +0,018 11,0 +1,19
  4,53 +0,17 8,48 +0,48 0,21 +0,020 8,40 +0,88
  3,50 +0,25 7,16 +0,60 0,18 +0,015 10,3 +1,55
  3,78 +0,31 10,2 +0,74 0,17 +0,015 10,2 +1,36
  4,12 +0,33 16,8 +0,73 0,19 +0,017 9,97 +1,20
  5,02 +0,32 16,9 +0,88 0,20 +0,018 9,31 +1,03
  5,15 +0,33 17,4 +0,81 0,22 +0,020 8,92 +0,94

Отдельно следует обратить внимание на тот факт, ярко отраженный в данных табл.3, что возраст 11 лет выделяется удивительным (но временным) увеличением эффективности по всем показателям. Напомню, что именно этот возраст профессор А.А.Гуминский называл расцветом "аэробики".

 
 

Однако следует иметь в виду, что экономизация функций не является самоцелью развития тех функциональных систем, которые участвуют в обеспечении мышечной деятельности. Все выявленные факты, свидетельствующие об экономизации, так или иначе связаны с аэробным диапазоном нагрузок. Существенное расширение анаэробных возможностей вовсе не способствует экономизации, поскольку анаэробные механизмы всегда менее экономичны, чем аэробные – ведь они вынуждают организм работать «в долг», а долг приходится возвращать «с процентами». Поэтому критерий оптимизации – вовсе не главный в оценке тех качественных изменений, которые происходят с возрастом в энерговегетативном обеспечении мышечной деятельности. Кстати, если работа производится в зоне умеренной мощности, то по ведущему функциональному показателю – потреблению кислорода – никакой экономизации не наблюдается: на выполнение одинаковой работы требуется одинаковое количество кислорода что 7-летнему ребенку, что 17-летнему юноше (рис. – кривые потребл.кислорода при 1,5 Вт/кг).

Динамика потребления кислорода при работе стандартной мощности на велоэргометре (1,5 Вт/кг) и в восстановительном периоде у мальчиков трех возрастных групп.

По оси абсцисс: время работы/восстановления По оси ординат: потребление кислорода, мл/мин/кг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: