Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.
Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.
В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.
Критерии глобальных проблем следующие:
· Затрагивают в той или иной мере жизненные интересы всего человечества, всех государств и их групп, каждого человека;
· Означают в случае неразрешения регресс человечества и даже его гибель;
· Требуют для своего разрешения коллективных усилий всех государств и народов.
Эти проблемы можно подразделить на четыре основные группы.
Группа проблем преимущественно социально-экономического характера:
· преодоление слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости;
· обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта;
· поиск путей разрешения мирового энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов;
· оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах;
· освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется чел. занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпав знания, выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих.
Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей.
Кризисы, с которыми столкнулось современное человесчество являются резултатом деятельности самого человека. Наиболее опасным для человечества стал такой уровень познания, овладения и “контроля” человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым перспективу мировой ракетно-ядерной войны.
Помимо атомной войны существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты, ее земных и водных ресурсов.
Еще одной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни, злоупотребление лекарственными препаратами – все это пагубно влияет на человека.






