Социологические идеи О. Конта

Конт - французский мыслитель, которого считают отцом социологии. Некоторые философы считают, что Конт только лишь официально провозгласил социологию, дал ей название, предложил проект, но не реализацию его.

С появлением Конта социальная теория получает права гражданства в научном мире. Конт стал основателем не только новой науки, но и настоящего социологического подхода к анализу социальных явлений.

Основной труд: «Курс позитивной философии» в шести томах (1830—1842).

Значительное место в этом курсе занимает классификация наук. Эта классификация имеет у Конта иерархический характер, т.е. все науки могут быть расположены в ряд от простого к сложному. В основе наук стоит математика. Далее следуют: астрономия, физика, химия, биология и социология. Отстаивая применимость в социологии простого и контролируемого наблюдения, сравнительного метода, Конт пренебрежительно относился к методам математическим. Он считал, что в социологии, физиологии и даже химии математике делать нечего.

В основу «Курса позитивной философии» положен «закон трех стадий», которые переживает общество.

1) теологическая стадия характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, объяснением причин и сущности вещей посредством сверхъестественных факторов. Все явления объясняются на основе религиозных представлений.

2) метафизическая стадия, наступившая в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но теперь объясняют их при помощи абстрактных понятий, оторванных от реальности. Данная стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии – критическая, разрушительная (разрушить старое и подготовиться к новому);

3) позитивная (научная) начавшаяся в 19 в., на основе этой стадии возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, - позитивная философия, имеющая своим средоточием социологию. Данная стадия кардинально отличается от первых двух: ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей (эти вопросы являются неразрешимыми, так как их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть), а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов. Утверждается дух науки, из общества уходит агрессивность, вместо аристократов и анархистов приходят социократы; появляется необходимость в новой науке, изучающей законы функционирования социальных систем, которую Конт предлагал назвать социологией.

Основной закон социологии Конта«любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

Конт делит социологию на:

социальная статика – раздел позитивной науки об обществе – изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты – семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия – семья, разделение труда, кооперация, которые общие и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.

социальная динамика – теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества – законы прогресса, смены эволюционных стадий.

На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

47 Основные категории диалектики:

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: