Методические указания по изучению дисциплины.
Задания к практическим и семинарским занятиям
Направление подготовки
Менеджмент
Профиль подготовки
Финансовый менеджмент. Производственный менеджмент
Квалификация
бакалавр
Уфа 2013
УДК 332
ББК 65,5
М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 29 августа 2013 года).
Составитель:
к.э.н., доцент кафедры экономики аграрного производства И.М. Ханова
Рецензент:
д.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга А.Р. Кузнецова
Ответственный за выпуск:
заведующий кафедрой экономики аграрного производства,
к.э.н., доцент Р.Р. Галиев
Оглавление
Введение
1 Цель и задачи дисциплины 4
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5
3 Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 5
4 Содержание основных разделов дисциплины и задания к практическим, семинарским занятиям 6
5 Дополнительные задания по курсу 16
6 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 18
7 Темы рефератов по региональной экономике 20
8 Библиографический список 22
9 Приложения 23
Введение
Региональная экономика изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, прежде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда. Объектами исследования этой научной дисциплины являются территориальная структура народного хозяйства и ее важнейшие элементы - экономический район, территориально-производственный комплекс, промышленный узел и другие формы размещения производства, а также формы расселения (имеются в виду экономические аспекты развития, размещения и функционирования последних). В орбиту исследования данной дисциплины также входит изучение размещения природных ресурсов и их оценка.
Изучение дисциплины «Региональная экономика» позволит студентам узнать об особенностях развития и современном состоянии народного хозяйства России, о положении нашей страны в системе мирового хозяйства, о перспективах развития экономики страны, ее регионов.
1 Цель и задачи дисциплины
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономики регионов. Целью данной дисциплины является изучение экономико-географических особенностей, ресурсного потенциала, структуры хозяйства, уровня развития, как отдельных территорий, так и РФ в целом. Поскольку любая экономическая деятельность, включая финансово-банковскую, расчетно-аналитическую происходит на конкретной территории, то без данных знаний невозможно принятие рациональных экономических, хозяйственных решений.
Курс для данной дисциплины разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основными задачами курса является изучение:
- общих теоретических основ региональной экономики, которые вводят студентов в круг проблем, задач, возможностей данной дисциплины;
- методов региональной экономики, и в первую очередь используемых ею экономико-математических методов как основных методов обоснования размещения производительных сил;
- социальной географии – трудовых ресурсов, населения, национальных особенностей и национальных проблем регионов;
- структура промышленности и природных ресурсов;
- региональной экономики.
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения дисциплины студент должен:
знать – действующие законы, указы и постановления государственных органов РФ и РБ, нормативно-справочный материал по развитию народного хозяйства; закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил (природные, демографические, экономические, экологические), размещение населения, отраслей ТЭК, машиностроительного, металлургического, химико-лесного, транспортного комплексов, АПК, развития свободных экономических зон страны;
уметь анализировать и раскрывать территориальные особенности различных районов страны, давать экономическую оценку той или иной зоне, района, области, природным условиям, сырьевым, земельным, водным, трудовым ресурсам. Определять возможность перспективного развития отраслей промышленности и АПК;
владеть:
- специальной экономической терминологией и современным аналитическим инструментарием данной дисциплины;
- экономическими методами изучения основ региональной экономики, пользуясь возможностями информатики;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по региональной экономике и применению их на практике деятельности предприятия.
Дисциплина «Региональная экономика» тесно связана с такими дисциплинами как математика, история экономики, статистика, экономика фирмы, экономика отраслевых рынков, экономика труда, финансы предприятия и др.
3 Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо тщательно изучить лекционный материал, рекомендуемую литературу, а также новые материалы, опубликованные в периодической печати: журналы «Экономика сельского хозяйства России», «АПК: экономика и управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», «Международный сельскохозяйственный журнал», газеты «Российская газета», «Известия» и другие.
Во время обсуждения вынесенных вопросов необходимо также осветить их правовую базу, экономическую политику государства (законы РФ и РБ, указы президентов РФ и РБ, постановления правительства РФ и РБ и другие документы).
Выступления студентов на семинарских занятиях должны сопровождаться цифровыми выкладками по соответствующим темам, которые подбираются из статистических сборников по РФ и РБ, из материалов периодической печати.
4 Содержание основных разделов дисциплины и задания
к практическим, семинарским занятиям






