Нравственные взаимоотношения дошкольников

Актуальность проблемы формирования нравственных взаимоотношений дошкольников обусловлена интеграционными процессами, происходящими в современном мире и определяющими необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений в сотрудничестве, партнерстве, сотворчестве. В настоящее время, как никогда ранее необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной и духовной сфере, творчески познающая мир, умеющая транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

Комиссии ООН, ЮНЕСКО постоянно рекомендуют в организации всей системы воспитания внедрять новое направление – «Образование для устойчивого развития» начиная с детского сада. Именно к этому призывает обширная программа «Повестка дня на 21 век», принятая ООН в 1997 году.

Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего развития. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что «приобщаясь к миру других людей, сопереживая им, подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение ко всему окружающему».

Проблема формирования нравственных взаимоотношений одна из важнейших в системе нравственного воспитания. Особую социальную значимость приобретает формирование нравственных взаимоотношений детей в настоящее время, когда возникают многообразные межнациональные конфликты.

Психологические основы формирования взаимоотношений дошкольников представлены в трудах Б.Г.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна. Значение нравственных взаимоотношений в становлении личности на различных возрастных этапах, особенно на этапе дошкольного детства, подчеркивается в исследованиях Г.И.Бабаевой, Т.Е.Конниковой, Т.А.Марковой, Л.А.Пеньевской, С.Л.Петериной, Е.И.Радищевой.

Фундаментальной основой культуры взаимоотношений людей является высокий уровень духовности каждого человека и общества в целом, что обеспечивается в том числе, и путем приобщения к национальным традициям, фольклору.

Различные жанры фольклора оказывают на детей большое воспитательное воздействие. Изучение и анализ литературы, личный опыт работы позволили сделать вывод о том, что наибольшие возможности для формирования нравственных взаимоотношений представляет устное народное творчество и игры. Фольклористы и педагоги (В.П.Аникин, А.П.Белик, Л.Д.Вавилова, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова) неоднократно подчеркивали высокие воспитательные возможности устного народного творчества: учет особенностей детского восприятия, эмоциональность, отсутствие навязчивых поучений, пример высоконравственного поведения и отношений. Фольклорные произведения раскрывают самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклорные образы в доступной форме представляют детям понятия о добре и зле, красоту человеческих взаимоотношений, необходимость сопереживания и взаимопомощи.

Недостаточное внимание к проблеме включения регионального компонента в систему нравственного воспитания детей дошкольного возраста определило проблему: поиск условий эффективного формирования нравственных взаимоотношений дошкольников.

Понятие «нравственные взаимоотношения» обусловлено ходом общественно-исторического развития человечества. В разные эпохи на первый план выдвигались различные положения. В современных исследованиях нравственных взаимоотношений [11, с. 57] рассматриваются следующие аспекты этого понятия:

- понятие «нравственные взаимоотношения» относится к сфере общественного сознания. Нравственность является формой общественного сознания, и, следовательно, ее элемент нравственные взаимоотношения - также относятся к данной сфере.

- Нравственные взаимоотношения - один из видов идеологический отношений.

- Нравственные взаимоотношения включаются в реальный процесс общественной жизни.

- Нравственные взаимоотношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны, потому что детерминированы общественным бытием и их содержание предопределено характером экономических, политических и других общественных отношений. Нравственные взаимоотношения субъективны, так как реально складываются при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

- Нравственные взаимоотношения - это специфические отношения людей, выступающие аспектом, стороной всех отношений, не имеющие своей, только им свойственной сферы проявления и присутствующие в любом виде человеческих взаимосвязей.

- Нравственные взаимоотношения - это сочетание ценностных ориентации, принципов, идеалов, убеждений, норм и правил поведения. На их основе определяются положительные или отрицательные значения тех или иных поступков, явлений, совершается их моральная оценка. В них реализуются требования морального общественного сознания, которое заключается в определенном сочетании интересов личности и общества.

Нравственные взаимоотношения представляют собой результат взаимодействия между людьми и играют существенную роль в характере процесса взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют взаимоотношения. [89, с. 48]

Несмотря на разницу в подходах к определению понятия «нравственные взаимоотношения» существует ряд общих компонентов [11, с. 67]

- определенный уровень морального сознания личности: моральные знания, представления, понятия, нравственные оценки;

- развитие нравственных чувств и переживаний, усиливающих действенный характер взаимоотношений;

- определенная морально-волевая готовность личности, формирование активных нравственных мотивов поведения;

овладение необходимыми способами и формами поведения, обеспечивающих практическую реализацию данных взаимоотношений.

Рассмотрим более подробно эти компоненты по отношению к формированию нравственных взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Знания о взаимоотношениях детей, их взаимопомощи, доброжелательности имеют непосредственное отношение к реальному поведению, взаимоотношениям и организации деятельности детей. Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но как только они затрагивают чувства ребенка, вызывают его переживания, их информативная функция приобретает нравственно направленное влияние на личность.

Нравственные представления, понятия лежат в основе формирования у человека системы ценностей на основе которых, в свою очередь, формируются нравственные взаимоотношения. Немаловажной представляется и взаимосвязь нравственных представлений и нравственной оценки. Оценка служит познанию мира других людей, собственного внутреннего мира. В оценке выделяются две ступени [8, с. 65]

1. Сравнение, сопоставление изучаемого объекта с эталоном. В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные этические эталоны. Ребенок постигает их в процессе взаимоотношений с другими людьми. В ходе взаимоотношений он постоянно сталкивается с необходимостью применения на практике усваиваемых норм поведения, общения, приспособления этих норм к разнообразным конкретным ситуациям. Эталон взаимоотношений должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, реализовываться в практической, интересной ребенку деятельности, в первую очередь, в игровой.

2. Формирование значимости объекта для субъекта. В этом плане объекты представляются как ценные, полезные, хорошие, выгодные. Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими людьми. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов организации взаимоотношений. Особое значение имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям и их оценке.

Нравственная оценка формирует отношение человека к людям, самому себе. Это отношение реализуется в переживаниях. В первую очередь, это сочувствие, сострадание.

Мотивы организации взаимоотношений дошкольников, их содержание в большой мере зависит от потребностей, которые реализуются в процессе отношений. Б.Г.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн в своих трудах говорят о том, что формирование нравственных взаимоотношений основывается на развитии и реализации следующих потребностей:

- потребность в эмоциональном контакте;

- потребность в приобщении к духовному миру других людей;

- потребность в уважении окружающих и самоуважении;

- потребность в самоотдаче.

Благодаря потребности в эмоциональном контакте, которая проявляется уже на первых месяцах жизни, у детей активно протекает чувственное познание другого человека и своего отношения к нему. В эмоциональном контакте как процессе имеют место три последовательно сменяющих друг друга состояния. [41, с.148]

- восприятие эмоционального состояния партнера по общению;

- возникновение эмоционального отклика на его состояние (момент сопереживания);

- проявление сопереживания в действиях.

В своем дальнейшем развитии потребность в эмоциональном контакте перерастает сначала в потребность в признании, симпатии окружающих, а затем - в потребность ориентироваться в эмоциональных состояниях других. [41, с. 150]

В развитии нравственных взаимоотношений большое значение имеетпотребность в приобщении к миру другого человека. В основе этой потребности лежит эмпатия - способность понимать мир переживаний другого человека, разделяя его переживания. [41, с. 151]

Штерн [41, с. 150] считал эмпатию первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные чувства. Он считал, что уже в два-три года ребенок способен заражаться чувствами другого, идентифицировать себя объектом эмпатии. Штерн выделял:

- чувства к другим (нежность, любовь);

- чувства с другими (сострадание, сорадость).

Он считал, что чувства к другому - предпосылка развития чувства с другими, что любовь к близким людям ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей,

Теория эмпатии наиболее полно и последовательно была разработана Шелером. [41, с. 147] Он попытался выявить специфику эмпатии как подлинной формы взаимоотношений между людьми. Для Шелера эмпатия не просто соучастие, разделение чувств другого. Эмпатия направлена на познание другого человека как высшей ценности. Он разграничил понятия «сопереживание» и «сочувствие». [41, с. 148]

Сопереживание - состояние слияния с объектом эмпатии, идентификация с его переживаниями.

Сочувствие - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности.

Развитие эмпатии тесно связано с воспитанием непроизвольно проявляющихся нравственных мотивов, за которыми стоит все более крепнущая потребность жить для других людей и быть им полезным.

Отношение к явлениям общественной жизни и другим людям лежит в основе формирования ценностных ориентации ребенка. В Концепции дошкольного воспитания формирование нравственных взаимоотношений дошкольников связывается со следующими ценностями [74, с. 16]:

- познавательные ценности - у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление;

- ценности преобразования - ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту, помогать им, передавать свои знания и опыт другому;

- ценности переживания - ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как он, и в то же время отличные от него. Рождается чувство значимости другого, переживания приобретают личностную окрашенность, формируются начала нравственного сознания.

С точки зрения нравственных ценностных ориентации, выработанных обществом, человек испытывает моральные чувства и на их основе строит свои взаимоотношения с окружающими.

Эмоциональная сторона ценностных ориентации выражается в проявлении заинтересованности, сопереживании, в эмпатии и сотрудничестве. В значительной мере этот компонент ценностного освоения действительности ребенком обусловлен общением, коллективной творческой деятельностью, диалогичностью и проблемностью знаний, развивающихся в ценностные отношения, ориентацию, убеждения.

Для понимания категории «нравственные взаимоотношения» важно выражение определенного результата взаимосвязи личности с обществом, отдельной группой: избирательность, активность взаимоотношений. Возможность общения детей друг с другом, организация совместной деятельности является благоприятным условием для развития социальных чувств и формирования нравственных взаимоотношений.

О том, что взаимоотношения, устанавливаемые человеком с другими людьми, могут служить мерилом его успешности, о роли взаимоотношений в становлении личности говорили многие психологи и педагоги (С.Л.Рубинштейн, С.Л.Петерина). В исследованиях выделяют два подхода к анализу межличностных взаимоотношений - первый состоит в признании двух видов отношений - деловых и личных, во втором добавляется третий вид - коллективистские, гуманистические.

Значительную роль в формировании личности играет положение ребенка в системе взаимоотношений с окружающими. «Положение» - место в сложной системе взаимоотношений в коллективе, которое может быть благоприятным и неблагоприятным. [71, с. 14] Положение ребенка в коллективе не является результатом механического сложения положения в системе деловых и личностных взаимоотношений. Налагаясь одни на другие, они переплетаются, создают единое целое. Ребенок может занимать определенное положение и в той, и в другой системе, которое может совпадать или различаться.

Без учета положения каждого ребенка в группе сверстников, без определения причин того или иного положения, невозможно формирование нравственных взаимоотношений. В системе деловых взаимоотношений положение ребенка выражается в большей или меньшей степени уважения товарищей к нему, даже если это не связано с личной симпатией. Положение в системе личностных взаимоотношений выражается в мере симпатии или антипатии и стремлении на этой почве к общению и взаимодействию.

Существует мнение, что на положение ребенка в группе сверстников влияют следующие факторы: [111, с. 41]

- внешний вид ребенка;

- высокие учебные показатели, успешность в деятельности, умственная одаренность,

- возраст ребенка, его общительность, готовность помочь. В исследованиях Т.И.Бабаевой [12, с. 43] выделяются следующие признаки и качества, на которые опираются дошкольники при оценке взаимоотношений:

1 группа - признаки, характеризующие действенную сторону общения со сверстниками (функционально-поведенческий аспект): «дерется» - «не дерется», «помогает» - «не помогает».

2 группа - признаки, раскрывающие эмоциональную сторону общения (эмоционально-нравственный аспект): «ласковый», «добрый», «веселый», «грубый», «нехороший».

3 группа - признаки, раскрывающие содержательную сторону общения и умений сверстников (познавательный аспект): «много знает» - «мало знает», «с ним интересно» - «не интересно».

4 группа - признаки внешней привлекательности: «чистый», «аккуратный», «красивый».

5 группа - признаки, связанные с проявлениями личной симпатии: «я его люблю», «это мой друг», «нравится».

6 группа - признаки авторитетности, связанные с оценкой поведения сверстников педагогом и другими детьми: «хвалит воспитатель», «любят ребята».

Большинство исследователей считают, что статус ребенка в системе межличностных взаимоотношений определяется комплексом качеств, которые проявляются в деятельности и общении. Именно в этом случае происходит переход или «перевод» личностью отражаемого в субъективный, идеальный образ. При этом надо иметь в виду, что отношения человеческого индивида, реализуемые в его деятельности и общении, представляют собой инфраструктуру в системе отношений, а это значит, что вне системы этих отношений деятельность человека не может существовать и что она определяется тем конкретным местом, которое человек занимает внутри этой системы. [12, с. 58]

Таким образом, статус ребенка во многом определяет его нравственное развитие и влияет на формирование нравственных взаимоотношений в группе дошкольников: у детей с благоприятным статусом создаются благоприятные условия для формирования чувства доброжелательности, общительности, проявляющихся в сочувствии, умении проникнуть в переживания другого, связанные с отношениями дружбы и товарищества. В противном случае может возникнуть чувство одиночества, комплекс неуверенности, замкнутость, пассивность, недоверие к людям.

Кроме того, при формировании нравственных взаимоотношений необходимо учитывать возраст детей. Взаимоотношения младших дошкольников определяются теми объективными условиями, которые отражены в правилах, содержащих нормативные требования к их поведению (В.Г.Нечаева). Усвоение правил поведения в быту, усвоение игровых правил - важные предпосылки для развития детских взаимоотношений и укрепления нравственного поведения детей.

По мере усвоения правил общение ребенка со сверстниками становится более свободным. У детей возникают новые, общественно направленные мотивы общения, в которых проявляются индивидуальные особенности и характерные черты складывающихся детских взаимоотношений. [97, с. 273]

Усвоение детьми требований к общению и взаимодействию со сверстниками, определяющих отношение к их действиям, поступкам, овладение способами выполнения этих требований не только обеспечивают развитие детской самостоятельности и активности, но и влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми.

Исследования Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, Г.М.Ляминой, И.Б.Теплицкой показывают, что дети двух-трех лет сами ищут контакта со сверстниками. Е.И.Радина, Т.А.Маркова отмечают, что во взаимоотношениях младших дошкольников проявляются такие качества как дружелюбие, забота о товарищах. По данным Л.А.Пеневской [110, с.127], уже первые контакты детей друг с другом ведут к формированию отзывчивости, проявлению элементарных форм взаимопомощи. Проявление взаимопомощи у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. [110, с.112-156]

-отзывчивость детей трех лет проявляется в утешении огорченного, обиженного товарища, причем лишь в случае, если огорчение ребенка выражается в слезах или падении. Это объясняется повышенной эмоциональной возбудимостью малышей. У детей этого возраста отмечены и попытки понять причины огорчения, утешить. Проявления сочувствия к товарищу у младших дошкольников часто импульсивны. Нередко ребенок, из-за которого возникла ссора, или обидевший товарища, оказывается и первым утешителем обиженного.;

-у детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказать друг другу помощь. В этот период дети приобретают большую самостоятельность, усваивают основные правила поведения, приобретают навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

-формы взаимопомощи дошкольников пятого года жизни разнообразны. Причины, побуждающие их к оказанию помощи: дети уже способны проникнуть в суть некоторых явлений, обладают наблюдательностью, соотносят факты поведения товарищей с усвоенными правилами. Взаимопомощь детей сохраняет свою эмоциональную основу, в ней проявляется их отношение к людям, к их переживаниям. Дети начинают пытаться оказывать на других воспитательные воздействия;

-к шести-семи годам при благоприятных условиях воспитания взаимопомощь детей становится многообразной. Она выражается в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, выполнение действий за другого, моральной поддержке товарища, передаче другому своих знаний и умений, умении делиться с товарищами игрушками, материалами, проявлении внимания, заботы в отношении к ним.

Исследования С.Л.Петериной показывают, что характер взаимоотношений дошкольников изменяется и усложняется на протяжении дошкольного детства, приобретает различные формы: от непосредственного общения, эмоционального контакта до совместной деятельности. Обогащение опыта путем организации коллективной деятельности приводит к тому, что эмоции и стремления ребенка приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет основу формирования нравственных взаимоотношений.

В соответствии с вышесказанным, а также опираясь на исследования о развитии доброжелательности к окружающим в дошкольном возрасте можно выделить компоненты внутренней структуры нравственных взаимоотношений дошкольников:

-определенный уровень нравственного сознания, знание правил общения, осознание значения нравственных взаимоотношений как важного фактора продуктивного общения в группе;

-развитие гуманных и дружеских чувств: симпатии, отзывчивости, сопереживания;

-умение произвольно поддерживать доброжелательные отношения со всеми сверстниками, постепенное развитие нравственных побуждений к соблюдениюданныхотношений;

-овладение разнообразными способами проявления нравственных взаимоотношений: доброжелательность, умение предложить и оказать помощь, проявить внимание;

-организация деятельности в соответствии с нормами нравственных взаимоотношений: умение согласовывать свои действия и желания с потребностямидругих, избирательность на основе общественной значимости деятельности «для других».

Следовательно, можно сделать вывод о том, что для того чтобы сформировать у дошкольников нравственные взаимоотношения необходимо сформировать у них определенную систему знаний и способов их применения, навыки общения, умение организовывать и участвовать в разных видах деятельности, а в первую очередь в игровой деятельности, так как в ней реализуется накопленный социальный опыт, реализующийся в системе взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: