[1] Имеется в виду эпизод из «Одиссеи» (XII, 47 – 48), когда Улисс-Одиссей залепил спутникам уши воском перед тем, как проплыть мимо Сирен.
2 Рациональный характер добродетели – одно из основных положений стоицизма, восходящее, однако, к Сократу. Цицерон в «Тускуланских беседах» (IV, VI, 12) так излагает взгляды Зенона: «Радость и желание вытекают из суждения нашего о благе... Ведь по законам самой природы люди тянутся к тому, что кажется им благом, а противоположного избегают... Если это влечение устойчиво и разумно, то стоики называют его Bou^ai^ мы – волею. Такой волей обладает у них только мудрец; отсюда и определение: воля есть разумное желание». Мусоний Руф почти буквально говорит то же, что Сенека (Стобей, XXVII): «Добродетель – это знание, причем не только умозрительное, но и приложимое к деятельности». О понятии «воли» у Сенеки см. в статье, стр. 344.
3 Гензе предлагает читать эчо место иначе: «Как так? Разве труд пустой и ненужный, вызванный пустыми причинами, не есть зло?» – «Ничуть не больше, чем тот...»
|
|
4 Ленинский и Греческий хребет – в Альпах, Кандавия – горная область в Македонии, Сирты – мелководные заливы у северного берега Африки, Сцилла и Харибда локализовались в Мессинском проливе.
[5] Претекста – см. прим. 1 к письму IV. Претекста была также отличьем сенаторов.
6 Эразм, исправляя одно слово, предлагает читать: «нечто такое, что не становится день ото дня все хуже, не знает препятствий».
7 Вергилий. Энеида, VIII, 365.
Письмо XXXIII
1 Туника с рукавами – одежда по преимуществу женская, ношение ее мужчинами считалось признаком изнеженности.
2 Высоко подпоясанные – римские солдаты.
3 Овидий. Метаморфозы, XIII, 824.
4 Хрия – краткий рассказ об изречении или поступке прославленного человека; служил в школе материалом для эаучиванья.
Письмо XXXIV
1 Чтение, предложенное Швейгехойзером со ссылкой на один из кодексов. Пословицу, приведенную выше, ср. Гораций. Послания, 1, 2, 40 (пер. Н. Гинцбурга): Тот уж полдела свершил, кто начал; осмелься быть мудрым!
Письмо XXXV
1 Ср. «О благодеяниях», I, – слова Эсхина, обращенные к Сократу: «Дарю тебе единственное, что у меня есть, – самого себя».
Письмо XXXVI
1 Аристон Хиосский (III в. до н. э.) – ученик Зенона, позже эволюционировавший в сторону кинизма; за красноречье своих проповедей был прозван «сиреной».