Екжанова Е.А., Резникова Е.В.
Аннотация: В статье раскрывается стратегия создания и примерное содержание индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы ребенка с трудностями школьной и социальной адаптации, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные разделы программы и индивидуальной коррекционно-образовательной карты. В приложении приведен план составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка.
Ключевые слова: индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, индивидуальная коррекционно-образовательная карта.
Приоритетной целью модернизации российской системы образования является обеспечение высокого качества образования. Оно не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
|
|
Индивидуальные комплексные коррекционно-образовательные программы — это продукт профессиональной деятельности ряда сотрудников школы, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с проявлениями школьной и социальной дезадаптации. В содержании программ отражается вариативность подбора приемов и способов психолого-педагогического сопровождения, а для детей с ограниченными возможностями здоровья - реализации интегрированного обучения, что объясняется индивидуальными особенностями каждого школьника с психофизическими нарушениями. Индивидуальные программы — это необходимое условие оказания коррекционно-педагогической поддержки обучающимся с ЗПР, СДВГ, другими отклонениями в развитии, трудностями поведения и социальной адаптации (например, детям - мигрантам), позволяющее адресно, целенаправленно, систематически реализовывать обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение ребенка в общеобразовательной школе.
|
|
По результатам обследования ребенка на школьном консилиуме и индивидуальной аналитической работы каждый специалист по своему направлению составляет план коррекционной работы с ребенком. Все рекомендации специалистов объединяются в индивидуальную комплексную коррекционно-образовательную программу, которая отражает направления как диагностической, так и коррекционной, профилактической, реабилитационной и иной работы педагогов и родителей. Цель такой программы — помочь детям адаптироваться к условиям образовательного учреждения, поддержать их в процессе обучения, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи — консультативную поддержку.
Программа базируется на следующих документах:
1. Заключение специалистов ОПМПК (ЦДК) или школьного консилиума. Данный документ содержит констатирующую медико-психолого-педагогическую информацию на момент поступления ребенка в школу и основные рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в рекомендованном ему учреждении.
2. Заключение врача – психоневролога по месту жительства. Необходимость наличия данного документа продиктована новой редакцией Федерального закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (в ред. Федерального закона от 06.04.2011 г. №67-ФЗ).
3. Заключение врача-педиатра. При проведении диагностико-консультативной работы и планировании системы психолого-педагогической поддержки специалисты службы сопровождения учитывают индивидуальные психолого-педагогические характеристики. Однако не менее значимым аспектом при составлении индивидуальной коррекционно-образовательной программы является учет психосоматического состояния здоровья детей.Учет показателей здоровья очень важен для определения группы здоровья учащихся, дозирования учебной нагрузки, подбора медикаментозного лечения и проведения профилактических мероприятий. Также знания персонала о состоянии здоровья детей позволяют планово подходить к определению сроков госпитализации для тех детей, которые в ней нуждаются. На занятиях физической культурой и ЛФК специалисты службы сопровождения, медицинские работники и инструкторы по физической культуре совместными усилиями разрабатывают комплексы спортивных упражнений, которые выполняются как в процессе занятий, так и рекомендуются родителям для закрепления в домашних условиях.
4. Социальная карта. Эта карта включает в себя характеристику учащегося, его семьи, их жилищных условий. Кроме того, в карте обязательно должны быть отражены результаты педагогического наблюдения за ребенком (адаптированность к школе, направленность личности школьника, его самооценка, мотивация учебной деятельности, особенности темперамента и характера).
5. Акт обследования материально-бытовых условий учащегося. В данном документе содержатся сведения о доходах семьи, организации условий для выполнения учащимся домашних заданий. При необходимости – определяются условия оказания материальной помощи семье.
Индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа включает:
1. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Маршрут отражает принцип согласованного индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику с особенностями психофизического развития. Он необходим для организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения. Этот документ составляется учителем совместно со специалистами консилиума и администрацией. Учебная нагрузка школьника определяется учебными планами. У учащихся с разной степенью проявления психофизиологической незрелости еженедельная нагрузка складывается из количества учебных занятий в общеобразовательном классе и коррекционных занятий. Направления коррекционного сопровождения определяются знаниями психологических и социальных особенностей развития ребенка, а также рекомендациями специалистов районной (окружной), городской (областной) ПМПК. В индивидуальном маршруте школьника с психофизическими нарушениями определяется необходимая психологическая, логопедическая, медицинская, социальная коррекция, определяются направления коррекционного воздействия в системе дополнительного образования. В маршрут вносится информация о проведении индивидуальных коррекционных занятий учителем общеобразовательного класса. Вся стратегия оказания коррекционной помощи обсуждается с родителями, разъясняется всем участникам психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут составляется на учебный год, но в него могут вноситься изменения после контрольных диагностических мероприятий или ухудшения состояния здоровья ребенка.
|
|
2. Индивидуальный учебно-коррекционный режим. После определения индивидуального маршрута составляется расписание учебных и коррекционных занятий для каждого ученика. В расписании просчитывается ежедневная учебная нагрузка для ребенка и определяется его общенедельная учебная загруженность. Индивидуальные маршруты и расписания подписываются членами консилиума, администрацией образовательного учреждения и родителями.
Важно обратить внимание на четкое соответствие учебной нагрузки, предлагаемой конкретному учащемуся, учебному плану и программе, по которой он обучается, а также их непротиворечивость действующим САНПИНам. При этом все участники образовательного процесса и родители должны быть информированы о тех уроках, которые ребенок посещает в общеобразовательном классе, в системе коррекционных кабинетов и в системе дополнительного образования.
|
|
3. Диагностическая карта. В процессе проведения коррекционной работы специалисты консилиума контролируют влияние тех или иных мероприятий на ребенка и изменяют методы психолого-педагогического воздействия или формы работы с ребенком в случае их неэффективности. Оценка результативности сопровождения проводится на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за учеником в ходе учебной деятельности.
4. Анализ контрольно-диагностических работ. Проводится каждую учебную четверть и включает в себя не только фиксацию результатов выполнения контрольных заданий по предметам, но и анализ функционального состояния ребенка в период выполнения контрольной работы (степень понимания инструкции, темп деятельности, навыки самоконтроля, признаки утомления и т.п.).
5. Карта динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы за определенный период. В этой карте отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты коррекционного психологического, педагогического, логопедического и социального воздействия. При необходимости вносятся соответствующие изменения в коррекционный режим.
6. Карта отслеживания показателей здоровья. Карта предназначена для отслеживания показателей здоровья учащихся за период их обучения по индивидуальным учебно-коррекционным программам. Структура карты включает следующие параметры отслеживания (показатели здоровья): группа здоровья (I, II, III, IV, V), психофизическое развитие (уровень достигнутого и степень гармоничности), медицинская группа для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная), заболеваемость (текущая и по результатам ежегодных профилактических медицинских осмотров), пропуски учебных занятий по болезни.
7. Карта медицинской коррекции. Эта карта предназначена для учета (отслеживания) медицинской помощи учащимся с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание и формы медицинской помощи определяются врачами ПМПк, педиатром, психиатром (в том числе по согласованию с врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений) и включают: физиотерапию, фитотерапию, медикаментозное лечение, врачебное консультирование, медицинские осмотры и обследования, лечебную физкультуру и массаж и др. В карте указываются конкретные исполнители мероприятий (Ф. И. О., должность), отметка об их выполнении. Периодичность заполнения карты определяется врачами консилиума в соответствии с медицинскими показаниями, изменениями в состоянии здоровья учащихся.
Результаты наблюдения диагностических и коррекционных мероприятий фиксируются в индивидуальной коррекционно-образовательной карте каждым специалистом консилиума и учителями. Записи в карту ребенка вносятся регулярно, в течение каждой учебной четверти после ежечетвертных диагностических работ и по мере необходимости внесения каких-либо уточняющих или дополняющих данных о ходе развития ребенка.
Обозначим разделы индивидуальной коррекционно-образовательной карты.
1. Общие сведения о ребенке, его семье на момент поступления в школу собраны в анкете социального педагога.
2. Краткая характеристика состояния его здоровья и медицинские рекомендации педагогам об учете необходимых данных при организации обучения и коррекционной работы.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики.
4. Направления коррекционной работы, обозначенные специалистами психолого-педагогического сопровождения. В картах прописывается необходимое содержание усвоения образовательной программы на четверть, определяются формы обучения, оптимальные для ребенка, направления индивидуальной коррекционной работы на коррекционных занятиях учителя и психолога.
5. Результаты обучения и коррекционной работы по итогам каждой четверти.
6. Изменения организации, направления и содержания коррекционно-педагогической поддержки учащегося.
7. Расписание учебных и коррекционных занятий.
8. Характеристики на школьника, составляемые ежегодно учителями и социальным педагогом консилиума.
Индивидуальная программа на любого ученика с особенностями в поведении и развитии является внутришкольным документом, фиксирующим проводимые диагностико-консультативные и коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность в отношении того или иного ребенка, характер изменений в индивидуальном обучении и психическом развитии.
Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов (врачей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы, на создание оптимальной модели оказания специальной коррекционно-педагогической помощи учащимся в условиях интеграции. ПМПк это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в образовательном пространстве школы.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист психолого-педагогического сопровождения не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Литература
1. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск, 2006.
2. Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002.
3. Екжанова Е.А. Школьная неуспешность: понятийный тезаурус, вопросы системного психолого–педагогического сопровождения детей //Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности: Сборник научных статей к Городскому круглому столу 27 апреля 2007 года. – М.: Крылья, 2007.
4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М., 2008.
5. Реабилитация в контексте психолого-педагогических технологий / Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2011.
6. Фроликова О.А. Работа членов консилиума с семьей и семейными проблемами //Роль социально–психологической службы образовательного учреждения в развитии семейной политики района Ясенево: Сборник материалов семинара 22 апреля 2008 года. – М.: Крылья, 2008.
7. Фроликова О.А. Психолого–медико–педагогический консилиум образовательного учреждения как инструмент социально–педагогической адаптации ребенка //Социально–психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года. /Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2009.
Приложение
План составления индивидуального комплексного коррекционно-образовательного маршрута
1. Изучение проблем, возникших в обучении ребенка, выявление нарушений психофизического развития, комплексная диагностика | ||
Время выполнения: адаптационный период (1—2 недели пребывания в школе) В процессе обучения в школе | Исполнители: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, врач, учитель-дефектолог | |
2. Сбор анамнестических данных; изучение документации (рекомендации ЦДК, карта из поликлиники, тетради, рисунки, аппликации); беседы с родителями | ||
Время выполнения: 1—3 раза в четверть 1—2 раза в год | Исполнители: врач, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог | |
3. Заседание консилиума, анализ результатов обследования, вероятностный прогноз развития. Составление индивидуальной коррекционно-образовательной программы, маршрута | ||
Время выполнения: 1 раз в четверть определяется учебная еженедельная нагрузка | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР | |
— в общеобразовательном классе | ||
— в классе компенсирующего обучения | ||
— в процессе индивидуальной коррекции | ||
— в системе дополнительного образования | ||
4. Составление индивидуального коррекционно-образовательного режима | ||
Время выполнения: 1—2 раза в четверть определяется учебная ежедневная нагрузка | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР | |
5. Рекомендации учителям общеобразовательных классов и родителям по оказанию педагогической и медико-социальной помощи в домашних условиях, в школе | ||
Время выполнения: 1—2 раза в четверть | Исполнители: специалисты консилиума, учителя | |
6. Контроль за выполнением составленного индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима | ||
Время выполнения: 1—3 раза в неделю | Исполнители: социальный педагог, учитель, родители, специалисты консилиума | |
7. Заседание консилиума. Анализ результатов обучения учащихся с особенностями в развитии; изменение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима | ||
Время выполнения: 1—2 раза в четверть | Исполнители: специалисты консилиума, родители, учителя, зам. директора по УВР | |