Организация и проведение многодневного спортивного похода

Наверное, самое удобное для него время – это майские праздники. С одной стороны – уже достаточно тепло и дети безопасно для своего здоровья могут ночевать в палатках, с другой – еще не жарко и Ваши туристы не будут обливаться потом под тяжеленными рюкзаками. Кроме того, обычно многочисленные в эти праздничные дни выходные не позволят школьникам пропустить из-за похода слишком много учебных занятий.

Первое. Перед тем, как отправляться в путешествие, постарайтесь официально зарегистрировать свой маршрут на станции детского и юношеского туризма или в городском (районном) туристском клубе. Для этого в данной организации Вам надо получить и заполнить маршрутную книжку (в случае, если Вы заявляете категорийный спортивный поход[3]) или маршрутный лист (в случае, если Вы заявляете несложный поход ниже 1-й категории сложности). Не позднее, чем за 10 дней до начала похода, заполненную в двух экземплярах «маршрутку», копии справок, подтверждающих опыт участников и руководителя, картографический материал необходимо представить и зарегистрировать в маршрутно-квалификационной комиссии, имеющей соответствующие полномочия. Сделав этот шаг, Вы и Ваши дети возьмете на себя определенные обязательства: соблюдать график и маршрут похода, вести его техническое и краеведческое описание, протоколировать его в хронометрической таблице и фоторепортаже. Эти формальности важны не только со спортивной точки зрения (представленный в МКК грамотный и доказательный отчет об удачно совершенном спортивном туристском походе является основанием для получения школьниками значков «Юный турист», «Турист России» или спортивных разрядов). Главное здесь то, что строгие требования спортивного похода дисциплинируют ребят, придадут их путешествию осмысленность и целенаправленность.

Второе. С первых же минут особое внимание уделяйте соблюдению детьми всех основных режимных моментов – от этого, кстати, зависит, уложитесь ли вы в запланированный график движения.

На утренние сборы (подъем, гигиенические процедуры, завтрак, демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака) отводите не более 1,5 часов. Чуть раньше других должны проснуться дежурные – утром у них работы больше, чем у других. Когда в их походных котелках закипит вода, можно объявлять и общий подъем. Не стоит расслабляться в утренние часы и штурманам. Хоть группа и стоит на месте, им неплохо было бы сесть за карту, сориентироваться на местности и определить направление дальнейшего движения. При необходимости они могут совершить и разведку местности.

Чтобы не затягивать время выхода с места ночевки, введите в группе простое правило – «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в палаточном лагере хватает всегда – и если ребята будут ждать, что эту работу выполнят только те, кто отвечает за нее по должности, об удачном походе можно забыть. Фразы вроде «А это не мои обязанности...» в походе исключены. Конечно, с того, чьи это обязанности, спросится на вечернем «разборе полетов», но дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего отряда, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Пусть это станет правилом хорошего тона в вашей туристской группе.

Вечернее время столь же дорого – и не только из-за того, что быстро темнеет. Оперативные и расторопные действия школьников по установке палаточного лагеря позволят оставить больше времени на традиционные песни под гитару и итоговую рефлексию дня.

Последнее имеет особое значение, поскольку позволяет школьникам: - проговорить свои проблемы и затруднения; учит их адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; учит ставить перед собой цели и достигать их; учит передавать свои чувства, преодолевать в себе стыдливость быть открытым для других, открыто восторгаться и расстраиваться, гордиться и печалиться, благодарить и критиковать.

Что же представляет собой эта рефлексия? Вечером, после того, как лагерь уже разбит, школьники подготовились ко сну и поужинали, у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:

· каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение; чем это вызвано; что в связи с этим планируешь сделать завтра?

· какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т.д.) выполнял сегодня; справился ли с ними; что получалось хорошо, а с чем были проблемы; чем они были вызваны; как можно было бы их избежать; какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра; чему новому ты сегодня научился; что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности; в каком качестве хотел бы попробовать себя еще раз?

· какие произошедшие сегодня события, увиденные сегодня вещи и явления, встреченные сегодня люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили; чем и почему; как ты думаешь, почему это «задело» тебя лично?

· кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо; за что; кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог?

Будет лучше, если первым начнет этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, но туристов со стажем – это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень. Завершать анализ дня должны командир группы и взрослый руководитель. Помимо общих для всех вопросов, командиру предстоит ответить еще на один: Как ты в целом оцениваешь сегодняшние действия всей группы? Что было «на высоте»? Что можно было бы сделать по-другому? Что этому помешало? Кроме того, командир, а затем и взрослый руководитель группы анализируют действия отдельных туристов персонально – если, конечно, в этом есть необходимость.

Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для Ваших туристов, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.

Третье. Постарайтесь сделать так, чтобы маршрут первого похода пролегал через необжитые места и затрагивал немногие населенные пункты. Это важно для предотвращения возможных конфликтов с местной молодежью – к пришлым сверстникам, увы, они далеко не всегда проявляют дружелюбие. Руководствуясь этими же соображениями, планируйте и места ночевок – согласитесь, спокойный сон уставших туристов куда важнее ночных визитов незваных гостей. В то же время нитка маршрута не должна сильно удаляться от транспортных артерий, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций можно было бы оперативно ими воспользоваться.

Если уж и заходить в какой-нибудь населенный пункт, то в тот, где есть на что посмотреть (старинные усадьбы, монастыри, храмы, памятники, музеи, места важных исторических событий и т.д.), и есть кого послушать (местные краеведы, старожилы, ветераны войны, просто интересные люди). Школьники смогут проводить здесь краеведческую работу и организовывать встречи с очевидцами событий, хранителями школьных музеев боевой славы, членами поисковых отрядов и т.д. Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают рассказы своих собеседников, переживают вместе с ними, сочувствуют, пытаются понять. Бывает, что беседы длятся часами и заканчиваются далеко за полночь. Такие собеседники тем более ценны для подростков, что к ним ребята добирались не один день, сами разыскали их, сами устроили встречу в нехитрых условиях: на матах спортзала местной школы, на порожках деревенского дома, а то и прямо на земле. Здесь нет учительского стола, трибуны, сцены, разделяющих пространство их встречи надвое, нет различий в одежде и занимаемой позе, нет заданного взрослыми протокола. Правила общения рождаются спонтанно, в процессе свободного диалога.

Не менее интересными для школьников могут оказаться и неформальные встречи: с попутчиками, с людьми, заглянувшими на походный огонек или приютившими ребят на ночлег у себя дома. Они часто рассказывают о себе, своей жизни, ее трагичных и радостных моментах. Детям открывается не только образ жизни этих людей, но и их внутренний мир. Физическая усталость и постоянное эмоциональное напряжение, сопровождающие подростка в путешествии, обостряют в нем способность «чувствовать» людей, внимательнее присматриваться к другим. Будучи максималистами, они резко отторгают тех, в ком чувствуют фальшь, лесть, эгоизм и самодовольство. И очень трепетно относятся к проявлениям искренности, милосердия, скромности, отзывчивости.

Четвертое. На воспитание «работают» также и возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживает ребенок. Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия (лесные завалы, речные броды, топи и болота, горные перевалы), неблагоприятные погодные явления (сильный дождь, снег, ураганный ветер), многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд – требуют от подростка концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли мальчишки не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим – девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или подъехать попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти?

Все это естественные испытания, которые даются Богом, судьбой, жизнью и которые так и нужно воспринимать, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив свою веру и верность, веру в себя и верность другим.

В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?» Именно в таких экстремальных ситуациях у мальчишки появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он чего-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться мужчиной, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами, способен переступить через свое Эго. Даже так называемые проблемные подростки демонстрируют здесь свои лучшие человеческие качества, которые в обычных условиях жизни либо скрыты, либо отодвинуты на второй план.

Поэтому, планируя маршрут, не старайтесь делать его удобным для прохождения. Пусть в пути вам попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят легкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки ребенка.

Пятое. Прививая детям основы экологического сознания и навыки природосообразного поведения, активно используйте собственный пример. Возьмитесь лично развести первый костер. Перед этим ножом или топором аккуратно снимите дерн и отложите его в сторону – туда, где он никому не будет мешать. Объясните детям, зачем Вы это делаете. Уходя со стоянки, уложите дерн на место, предварительно залив огонь и убрав золу и угли. Таким образом Вы поможете природе быстро залечить раны, нанесенные ей походным костром. В следующий раз попросите проделать ту же самую операцию костровых, а затем поручите контроль за разведением «гуманных костров» дежурным командирам.

Точно также старайтесь инициировать и экологические десанты. Приступайте к расчистке загрязненных природных объектов сами, а лучше предварительно сговорившись с кем-то из ребят (с тем, кто точно Вас поддержит), но не раскрывая ваших планов остальным. Ни в коем случае не превращайте акцию в митинг и не делайте из него события мирового масштаба – пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся. Всем видом старайтесь показать, что это будничное занятие. Как бы между прочим предложите желающим присоединиться, объяснив свое участие в уборке тем, что Вам лично претит устраивать привал (обед или ночевку) «на помойке». Продолжая работать, спросите, а что думают по этому поводу остальные. Начавшийся разговор можно продолжить после работы или на подведении итогов дня у вечернего костра.

Объясните детям, что мусор и бытовые отходы нужно собирать в полиэтиленовые пакеты и транспортировать до ближайшего населенного пункта, а можно сжигать на костре и (или) закапывать в землю. Особое внимание начинающих туристов обратите на переработку традиционных туристских бытовых отходов – пустых консервных банок. Их следует обязательно обжигать, уничтожая их специальное антикоррозийное покрытие – в этом случае процесс их гниения пойдет значительно быстрее.

Шестое. Одной из проблем, с которыми в походе могут столкнуться педагоги, является проблема сквернословия, грубости, жаргона, речевой безграмотности подростков. Увы, это распространенное явление в подростковой среде. Лучший педагогический способ[4] поддержки речевой культуры в туристской группе – вежливо, кротко, не повышая голоса, никоим образом не выказывая признаков гневливости, но при этом настойчиво и постоянно (пусть даже по сто раз на дню) исправлять «ляпы» школьников, предлагая более приличные аналоги используемых ими неблагозвучных слов. Когда ребята поймут Вашу позицию в вопросах русского языка, у них останется только два варианта дальнейшего поведения: либо осознанно игнорировать Ваше «благородное недовольство», что не просто, учитывая ваш авторитет, либо стараться все же контролировать свою речь. Это тоже не так-то легко сделать. Ведь язык – один из самых консервативных элементов нашего повседневного поведения. Поэтому не ждите от детей немедленного и стопроцентного результата – умейте терпеливо, шаг за шагом окультуривать, русифицировать язык школьников. И еще. Открыто и искренне обижайтесь, оскорбляйтесь, демонстрируйте свое недовольство (вплоть до отказа разговаривать), если ребенок часто использует подобные речевые «ляпы» в диалоге лично с Вами. Пусть подросток поймет, что это не дежурное занудство и не показной этикет – Вам действительно неприятно иметь такого собеседника.

Седьмое. Включайтесь на равных с детьми в систему сменных должностей и постарайтесь убедить в этом и других взрослых участников похода. Во-первых, это будет честно и справедливо. Вы покажете детям, что система сменных должностей – это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность не занимал). Во-вторых, Ваша работа в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно Ваши действия – как более опытного в группе туриста – будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то еще) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание – даже не сомневайтесь.

Восьмое. Во время туристского путешествия было бы неплохо организовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спортивного похода, но имеющую воспитательную ценность. Постарайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу сами и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:

- ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути;

- оказывать посильную помощь (если на то дадут вам согласие) в восстановлении или ремонте храмов или монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут;

- расчищать от мусора и благоустраивать места туристических стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты;

- узнавать, не нужна ли ваша помощь (и при необходимости оказывать ее) ветеранам Великой Отечественной войны и старожилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посещаете, школе, в которой вам разрешили переночевать и т.п.

Пусть забота о других станет привычным делом юных туристов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: