Как бороться с таким «фиолетовым настроением»?

1. Надо попытаться превратить для ребенка экзамен дело чести, стремление показать себя и доказать себе. Здоровый интерес к учебе проявляется тогда, когда ученика поощряют и дома и в школе (когда в семье образование – одна из ценностей в жизни).

2. Если у ребенка нет уверенности в своих силах, ее надо сформировать искусственно (например, репетитор, поощряйте совместные занятия с успешными друзьями).

У некоторых родителей может возникнуть желание максимально оградить ребенка от экзаменационных волнений. Делать этого не стоит.

Во-первых, освобождать от экзаменов можно только по серьезным медицинским показаниям.

Во-вторых, экзамен – это фильтр, который пропускает только нужные качества: умение справляться со стрессом, побеждать обстоятельства и стремиться к лучшему.

Умение справиться со стрессом и сконцентрироваться зависит от нескольких причин:

• работы головного мозга,

• психологической устойчивости,

• типа нервной деятельности,

• степени личной ответственности,

• опыта прохождения испытаний и многих других.

Некоторые из этих качеств являются врожденными – их нужно просто иметь в виду, чтобы приспособиться к особенностям ученика. Другие поддаются коррекции.

Зная эти характеристики, родители лучше смогут понять поведение своего ребенка и помочь ему в подготовке.

• Способность к сосредоточенной работе зависит от преобладающего полушария головного мозга.

– Дети с преобладающим правым полушарием могут хорошо планировать будущее, но склоны отдалять приближающиеся события, откладывать на потом. Часто учат все в ночь перед экзаменом.

– «Левосторонние» школьники не заглядывают так далеко, поэтому могут сосредоточиться на настоящем моменте – разработать конкретный план подготовки и приступить к чтению.

• Психологическая устойчивость – необходимое качество для прохождения всех испытаний, в том числе и экзаменов.

Она зависит от

• правильного образа жизни;

• здоровья ребенка;

• отношений в семье.

Задача мамы и папы – поддерживать в ребенке веру в себя, настроить его оптимистически.

• Тип ВНД

Если нервные импульсы в головном мозге проходят быстрее – ребенок скорее соображает, лучше решает задачи. Если импульсы заторможены, ученику требуется больше времени на подготовку и нахождение нужного решения.

• Волевой настрой рождается только в борьбе.

У ребенка должен быть опыт прохождения испытаний и преодоления препятствий. Если его нет, экзамен действительно способен выбить из седла.

Опыт преодоления можно дать и дома. Для этого в течение года надо давать ребенку такие задания, выполнение которых, на первый взгляд, кажется непосильным – тогда и подготовка к экзаменам окажется не страшной.

Если ребенку предстоит тестовое задание, важно уделить внимание следующим деталям:

• Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням, чтобы был охвачен весь материал (в отличие от традиционных экзаменов, здесь счастливых билетов не бывает).

• Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая материал. Основные формулы и даты можно выписать на листках и повесить над столом, кроватью и т.п.

• Выполняйте как можно больше опубликованных тестов по предмету, к тестовому заданию надо приноровиться. Чем больше тренировок, тем проще будет на экзамене.

• Приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь рассчитывать силы. Для этого тренируйтесь, выполняя тест с секундомером в руках.

Кто-то из мудрецов сказал: «Образование – это то, что остается после того, когда все забыто».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: