1. Надо попытаться превратить для ребенка экзамен дело чести, стремление показать себя и доказать себе. Здоровый интерес к учебе проявляется тогда, когда ученика поощряют и дома и в школе (когда в семье образование – одна из ценностей в жизни).
2. Если у ребенка нет уверенности в своих силах, ее надо сформировать искусственно (например, репетитор, поощряйте совместные занятия с успешными друзьями).
У некоторых родителей может возникнуть желание максимально оградить ребенка от экзаменационных волнений. Делать этого не стоит.
Во-первых, освобождать от экзаменов можно только по серьезным медицинским показаниям.
Во-вторых, экзамен – это фильтр, который пропускает только нужные качества: умение справляться со стрессом, побеждать обстоятельства и стремиться к лучшему.
Умение справиться со стрессом и сконцентрироваться зависит от нескольких причин:
• работы головного мозга,
• психологической устойчивости,
• типа нервной деятельности,
• степени личной ответственности,
• опыта прохождения испытаний и многих других.
Некоторые из этих качеств являются врожденными – их нужно просто иметь в виду, чтобы приспособиться к особенностям ученика. Другие поддаются коррекции.
Зная эти характеристики, родители лучше смогут понять поведение своего ребенка и помочь ему в подготовке.
• Способность к сосредоточенной работе зависит от преобладающего полушария головного мозга.
– Дети с преобладающим правым полушарием могут хорошо планировать будущее, но склоны отдалять приближающиеся события, откладывать на потом. Часто учат все в ночь перед экзаменом.
– «Левосторонние» школьники не заглядывают так далеко, поэтому могут сосредоточиться на настоящем моменте – разработать конкретный план подготовки и приступить к чтению.
• Психологическая устойчивость – необходимое качество для прохождения всех испытаний, в том числе и экзаменов.
Она зависит от
• правильного образа жизни;
• здоровья ребенка;
• отношений в семье.
Задача мамы и папы – поддерживать в ребенке веру в себя, настроить его оптимистически.
• Тип ВНД
Если нервные импульсы в головном мозге проходят быстрее – ребенок скорее соображает, лучше решает задачи. Если импульсы заторможены, ученику требуется больше времени на подготовку и нахождение нужного решения.
• Волевой настрой рождается только в борьбе.
У ребенка должен быть опыт прохождения испытаний и преодоления препятствий. Если его нет, экзамен действительно способен выбить из седла.
Опыт преодоления можно дать и дома. Для этого в течение года надо давать ребенку такие задания, выполнение которых, на первый взгляд, кажется непосильным – тогда и подготовка к экзаменам окажется не страшной.
Если ребенку предстоит тестовое задание, важно уделить внимание следующим деталям:
• Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням, чтобы был охвачен весь материал (в отличие от традиционных экзаменов, здесь счастливых билетов не бывает).
• Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая материал. Основные формулы и даты можно выписать на листках и повесить над столом, кроватью и т.п.
• Выполняйте как можно больше опубликованных тестов по предмету, к тестовому заданию надо приноровиться. Чем больше тренировок, тем проще будет на экзамене.
• Приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь рассчитывать силы. Для этого тренируйтесь, выполняя тест с секундомером в руках.
Кто-то из мудрецов сказал: «Образование – это то, что остается после того, когда все забыто».