Алгоритм

стилистического анализа научного текста.

1. Общие стилистические особенности данного текста.

а) научная тематика; б) точность; в)обобщенность; г)логичность изложения.

2. Жанровые особенности данного текста. (Статья из журнала, сборника, энциклопедии и т.п., к какому подстилю относится (научно-популярному, собственно-научному, научно-учебному).

3. Лексические средства.

а) употребление терминов; б)использование одного значения многозначных слов; в)частота употребления ключевых слов.

4Морфологические средства.

а) употребление глаголов настоящего времени; б) преобладание существительных среднего рода; в) использование отглагольных существительных; г) употребление существительных на –ость; д)форма 3-го лица мн.числа; е) использование связочных глаголов (быть, являться, называться, определяться и т.д.); ж) употребление словосочетаний типа соли калия, достижения науки, результаты эксперимента.

5. Синтаксические средства.

а) прямой порядок слов; б)употребление сказуемых, выраженных глаголами с –ся, а также краткими страдательными причастиями со связкой (был обнаружен); в) преобладание односоставных предложений (неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные); г)простые предложения распространены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и другими конструкциями; д) частое употребление СПП с придаточными изъяснительными.

Образец анализа текста по алгоритму.

Водород.

Вода из огня. Это кажется невероятным, но это факт. И этот факт впервые установил английский ученый Генри Кэвендиш.Он сжег в закрытом сосуде бесцветный, без вкуса и запаха газ, который в те времена называли «горючим воздухом», и обнаружил, что продуктом горения была вода. Он убедился, что продуктом горения была только вода, которая не имела ни вкуса, ни запаха и при испарении досуха не оставляла ни малейшего заметного осадка.

За способность производить воду «горючий воздух» стали впоследствии называть водородом.

Водород горит в воздухе и особенно энергично в кислороде.

Таким образом, в названии водорода отражено его основное свойство – способность, сгорая, образовывать воду.

1.Научная тематика, логичность изложения.

2. Текст из журнала, принадлежит к научно-популярному подстилю.

3.а) термины – водород, сосуд, способность производить, продукт горения.

в) водород –4 раза.

4.а) употребление глаголов прошедшего времени; в) горение; г) способн ость.

5.а) прямой порядок слов; в) односоставные предложения (1,6); г) распространены вводными словами (таким образом), деепричастием (сгорая); д) частое употребление СПП с придаточными определительными и изъяснительными(4,5).

Анализ текста завершен.

Задание. Пользуясь алгоритмом стилистического анализа научного текста, разберите следующие тексты.

Азот

Азот является главной составной частью воздуха. В воздухе он находится в свободном состоянии. Кроме того, азот встречается в природе в различных соединениях, в основном органических. Неорганические соединения азота не встречаются в природе в больших количествах. Небольшое количество азота содержится в почве в виде солей азотной кислоты. Растения используют эти соли для синтез белковых веществ всех животных и растительных организмов. Без белка нет жизни. Азот является обязательной составной частью белка, которая играет огромную роль в жизни живой природы.

Азот – это бесцветный газ, он не имеет запаха и плохо растворяется в воде. Он немного легче воздуха. При сильном охлаждении под высоким давлением азот превращается в жидкость, которая кипит при температуре –195 градусов. При температуре –210 градусов он из жидкого состояния переходит в твердое.

По своим химическим свойствам азот представляет собой инертный газ. При обыкновенной температуре он почти не вступает в реакцию, при нагревании соединяется с некоторыми системами, а при очень высокой температуре соединяется с кислородом и водородом. Азот является частью атмосферы.

В периодической системе Менделеева азот расположен в пятой группе, во втором периоде. Атомный вес азота равен 14. Его молекула состоит из двух атомов. Высшая валентность азота равна 5, наименьшая –3.

Вода

Вода прямо или косвенно участвует во всех процессах, протекающих в растениях. Вместе с ней из почвы в растения поступают питательные вещества и транспортируются в листья и другие органы.

Вода необходима и как среда, в которой происходят все биохимические превращения. От степени насыщения тканей растений водой зависят скорость и направление этих процессов.

Без участия воды невозможен фотосинтез, в результате которого создается органическое вещество. Физиологи относят воду к тем веществам, элементы которых расходуются и вновь синтезируются в обмене веществ. Возникает понятие о метаболической воде.

Вода оказывает непосредственное влияние на рост растений. К.А.Тимирязев считал, что рост растений и их отдельных органов сводится в конечном счете к поглощению воды.

По учетам В.А Ушкаренко, масса корней кукурузы в слое 0-40 см под влиянием орошения увеличилась в 2 раза, масса корней люцерны была без поливов 8,8 т/га, при поливепресной водой – 14,1, при поливе сточной водой – 17,3 т/га.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: