МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО БУРЯТСКАЯ ГСХА им. В.Р. Филиппова
Инженерный факультет
Кафедра: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Курсовая работа
По дисциплине: «Электрические машины»
Тема: «Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»
Выполнил: Андриянов Д.А
Проверил: Аюрзанайн С.А
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование электрических машин — это искусство, соединяющее знание процессов электромеханического преобразования энергии с опытом, накопленным поколениями инженеров-электромехаников, умение применять вычислительную технику и талантом инженера, создающего новую или улучшающего уже выпускаемую машину.
При создании электрической машины рассчитывают размеры статора и ротора, выбирают типы обмоток, обмоточные провода, изоляция, материалы активных и конструктивных частей машины. Отдельные части машины должны быть так сконструированы и рассчитаны, чтобы при ее изготовлении трудоемкость и расход материалов были наименьшими, а при эксплуатации машина обладала высокой надежностью и наилучшими энергетическими показателями, при этом электрическая машина должна соответствовать условиям применения ее в электроприводе.
|
|
При проектирование электрических машин необходимо учитывать соответствие их технико-экономических показателей современному уровню при соблюдении требований государственных и отраслевых стандартов, а также назначение и условие эксплуатации, стоимость активных и конструктивных материалов, КПД, технологию производства, надежность в работе и патентную чистоту. Расчет и конструирование электрических машин неотделимы от технологии их изготовления. Поэтому при проектировании необходимо учитывать возможности электротехнических заводов, стремиться к максимальному снижению трудоемкости изготовления электрических машин.
Критерий оптимизации электрических машин определяется, как правило, минимумом суммарных затрат, т.е. минимумом стоимости материалов, затрат
на изготовление и эксплуатацию. Стоимость эксплуатации зависит от КПД, коэффициента мощности, качества машины, ремонтоспособности и ряда других факторов.
При проектировании индивидуальной машины или небольшой серии критерий оптимизации согласовывается с заказчиком.
Выбрать вариант производства электрической машины можно, сопоставив многие варианты расчета, поэтому без вычислительных машин не обходится ни
одной серьезный расчет электрических машин. В настоящее время ЭВМ применяют для выполнения полного оптимизационного расчета электрической машины, ведутся работы по созданию системы автоматизированного проектирования электрических машин, которая должна не только выполнять расчет машины, но и выдавать рабочие чертежи. Предполагается, что в будущем автоматизированные системы проектирования будут выполнять работу от приема заказа на проектирование до испытания без ее изготовления (прогнозирование геометрии, надежности и характеристик).
|
|
Техническое задание.
Спроектировать асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором: Р2=18,5кВт, U=220/380 В, 2р=4; конструктивное исполнение IM 1001; исполнение по способу защиты IP44; способ охлаждения IC0 141; климатическое исполнение и категория размещения УЗ, класс нагревостойкости изоляции F.
Выбор главных размеров
1. Высота оси вращения (предварительно) по рис. 9.18, a h = 0,16 м. Принимаем ближайшее стандартное значение h = 160 мм; Da = 0,280 м (см. табл. 9.8).
2. Внутренний диаметр статора D = kDDa = 0,68 * 0,280 = 0,190 м, kD = по табл. 9.9.
3. Полюсное деление τ = π D/(2p) = π * 0,190/4 = 0,149м.
4. Расчетная мощность по (9.4)
(kE — по рис. 9.20; η и cos φ— по рис. 9.21, а).
5. Электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 9.22, б)
А = 33 * 103 А/м; Вδ = 0,76 Тл
6. Обмоточный коэффициент (предварительно для однослойной обмотки) kоб1 = 0,95.
7. Расчетная длина магнитопровода по (9.6)
[по (9.5) Ω = 2 π f / p = 2 π * 50/2 = 157 рад/с].
8. Отношение λ = lδ /τ = 0,15/0,149 = 1,01. Значение λ = 1,01 находится в допустимых пределах (см. рис. 9.25).
Определение Z1, w1 и площади поперечного сечения провода обмотки статора
9. Предельные значения tz1 (по рис. 9.26): tz1max = 15 мм; tz1min = 12 мм.
10. Число пазов статора по (9.16)
Принимаем Z1 = 48, тогда q1 = Z1/(2pm) = 48/(4 • 3) = 4. Обмотка однослойная.
11. Зубцовое деление статора (окончательно)
12. Число эффективных проводников в пазу [предварительно, при условии а =1 по (9.17)]
(по 9.18)
13. Принимаем а = 1, тогда по (9.19) проводников.
14. Окончательные значения:
число витков в фазе по (9.20)
линейная нагрузка по (9.21)
магнитный поток по (9.22)
(для однослойной обмотки с q = 4 по табл. 3.16 kоб1 = kp1 = 0,958; для Da = 0,280 м по рис. 9.20 kE = 0,975);
индукция в воздушном зазоре по (9.23)
Значения А и Вδ находятся в допустимых пределах (см. рис. 9.22, б).
15. Плотность тока в обмотке статора (предварительно) по (9.25). А по п. 14 33,4 *103 А/м
(AJ1 = 180 *109 по рис. 9.27, б).
16. Площадь поперечного сечения эффективного проводника (предварительно) по (9.24), а = 1.
17. Сечение эффективного проводника (окончательно): принимаем nэл = 3, тогда qэл = qэф/nэф = 6,41/3 = 2,14 мм2. Принимаем обмоточный провод марки ПЭТВ (см. приложение 3), dэл = 1,7 мм, qэл = 2,27 мм2, qэ.ср = nэлqэл = 3 * 2,27= 6,81 мм2, dиз =1,785
18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно) по (9.27)
Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
Паз статора определяем по рис. 9.29, а с соотношением размеров, обеспечивающих параллельность боковых граней зубцов.
19. Принимаем предварительно по табл. 9.12 Вz1 = 1,9 Тл; Ва = 1,6 Тл, тогда по (9.37)
(по табл. 9.13 для оксидированной стали марки 2013 kc = 0,97);
по (9.28)
20. Размеры паза в штампе: bш = 3,7 мм; hш = 1 мм; 45° (см. рис. 9.29, а);
по (9.38)
по (9.40)
по (9.39)
по (9.42)—(9.45)
Паз статора показан на рис. 9.73, а.
21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку:
b'1 = b1 – Δ bп = 7,7 – 0,2 = 7,5 мм;
b'2 = b2 – Δ bп = 10,45 – 0,2 = 10,25 мм;
h'п.к = hп.к – Δh = 19,3 – 0,2 = 19,1 мм.
Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки по (9.48)
[площадь поперечного сечения прокладок Sпр = 0; площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу
Sиз = bиз(2hп + b1 + b2) = 0,4(2 * 22,3 + 7,7 + 10,45) = 25,02 мм2,
гдe односторонняя толщина изоляции в пазу bиз = 0,4 мм — по табл. 3.1].
22. Коэффициент заполнения паза по (3.2)
Полученное значение kз допустимо для механизированной укладки обмотки.
Расчет ротора
23. Воздушный зазор (по рис. 9.31) δ = 0,5 мм.
24. Число пазов ротора (по табл. 9.18) Z2 = 38.
|
|
25. Внешний диаметр ротора D2 = D - 2δ = 0,190 - 2 * 0,5 * 10-3 = 0,189 м.
26. Длина магнитопровода ротора l2 = l1 = 0,15 м.
27. Зубцовое деление ротора
tz2 = πD2/Z2 =3,14• 0,189/38 = 0,0156 м = 15,6 мм.
28. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник ротора непосредственно насаживается на вал; по (9.102)
Dj = DB = kBDa = 0,23 * 0,280 = 0,0644 м ≈ 60 мм
(kB, — по табл. 9.19).
29. Ток в обмотке ротора по (9.57)
I2 = kiI1vi = 0,92 * 34,6 * 14,52 = 462,2 А,
где по (9.58) ki = 0,2 + 0,8 cos φ = 0,2 + 0,8 • 0,9 = 0,92;
по (9.66)
(пазы ротора выполняем без скоса — kск = 1)
30. Площадь поперечного сечения стержня (предварительно) по (9.68)
qп = I2/J2 = 462,2/(2,5 * 106) = 184,88 * 10-6 м2 = 184,88 мм2
(плотность тока в стержне литой клетки принимаем J2 = 2,5 * 106 А/м2).
31. Паз ротора определяем по рис. 9.40, б. Принимаем bш = 1,5 мм; hш = 0,7 мм; h'ш = 0,3 мм.
Допустимая ширина зубца по (9.75)
(принимаем ВZ2 = 1,8 Тл по табл. 9.12).
Размеры паза (см. рис. 9.40):
по (9.76)
по (9.77)
по (9.78)
32. Уточняем ширину зубцов ротора по формулам табл. 9.20:
Принимаем (см. рис. 9.73, б) b1= 7,9; b2 = 4,2 мм; h1 = 22,4 мм.
Полная высота паза
33. Площадь поперечного сечения стержня по (9.79)
Плотность тока в стержне
J2 = I2/qс = 462/194 * 10-6 = 2,38 * 106 А/м.
34. Короткозамыкающие кольца (см рис. 9.37, б). Площадь поперечного сечения кольца по (9.72)
По (9.70) и (9.71)
Где
Jкл = 0,85 J2 = 0,85*2,38•106 = 2,023 * 106 А/м2
Размеры короткозамыкающих колец:
hкл = 1,25 hп2 = 1,25 * 35,41 = 44,26 ≈ 44 мм;
bкл = qкл / hкл = 694/44 = 15,77 ≈ 16 мм;
qкл = hкл / bкл = 44 * 16 = 704 мм2;
Dк.ср = D2 – hкл = 189 – 44 = 145 мм.
Расчет магнитной цепи
Магнитопровод из стали 2013; толщина листов 0,5 мм.
35. Магнитное напряжение воздушного зазора по (9.103)
По (4.15)
где
36. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора по (9.104)
FZ1 = 2hz1Hz1 = 2 * 22,3 * 10-3 * 2070 = 92,3 А,
где hZ1 = Hп1 = 22,3 мм (см п. 20 расчета);
расчетная индукция в зубцах по (9.105)
(bz1 = 4,9 мм по п. 19 расчета; kc1, = 0,97 по табл. 9.13). Так как B'z1 > 1,8 Тл, необходимо учесть ответвление потока в паз и найти действительную индукцию в зубце ВZ1.
Коэффициент kПХ по высоте hzх = 0,5hz по (4.33)
где
по (4.32)
BZ1 = B'z1 – μ0 HZ1 kпх
Принимаем Bz1 = 1,9 Тл, проверяем соотношение BZ1 и B'z1:
1,9 = 1,904 - 1,256 * 10-6 * 2070 * 1,86 = 1,9,
где для Bz1 = 1,9 Тл по табл. П1.7 HZ1 = 2070 А/м.
|
|
37. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора по (9.108)
FZ2 = 2hz2 Hz2 = 2 * 0,035 * 1480 = 103,6 А
при зубцах по рис. 9.40, б из табл. 9.20 hz2 = hп2 - 0,1b2 = 35,41 - 0,1 * 3,34 = 35,08 мм;
индукция в зубце по (9.109)
по табл. П1.7 для ВZ2 = 1,81 Тл находим НZ2 = 1480 А/м
38. Коэффициент насыщения зубцовой зоны по (9.115)
39. Магнитное напряжение ярма статора по (9.116)
F = Lа*Нa = 0,2 * 750 = 150 А,
по (9.119)
Где
пo (9.117)
(при отсутствии радиальных вентиляционных каналов в статоре h'a = hа = 22,7 * 10-3 м), для Ва = 1,6 Тл по табл. П1.6 находим На = 750 А/м.
40. Магнитное напряжение ярма ротора по (9.121)
Fj = Lj Hj = 69,94 * 10-3 * 177 = 12,4 А.
По (9. 127)
Где
по (9.122)
где по (9.124) для четырехполюсных машин при 0,75 (0,5 D2 - hп2) < Dj
где для mК2 = 0,99 Тл по табл. П1.6 находим Hj = 177 А/м.
41. Магнитное напряжение на пару полюсов (по 9.128)
Fц = Fδ + FZ1 + FZ2 + Fa + Fj = 720,6 + 92,3 + 130,8 + 150 + 12,4 = 1079,1 А.
42. Коэффициент насыщения магнитной цепи по (9.129)
kμ = Fц/ Fδ = 1079,1/720,6 = 1,5.
43. Намагничивающий ток по (9.130)
Относительное значение по (9.131)
Iμ* = Iμ /I1НОМ = 8,69/34,6 = 0,25.
0,2 < Iμ* < 0,3.
Параметры рабочего режима
44. Активное сопротивление обмотки статора по (9.132)
(для класса нагревостойкости изоляции F расчетная температура vрасч = 115° С; для медных проводников ρ115 = 10-6/41 Ом м).
Длина проводников фазы обмотки по (9.134)
L1 = lcp1 * w1 = 0,774 * 96 = 74,3 м;
по (9.135) lср1 = 2(lп1 + lл1) = 2(0,15 + 0,237) = 0,774 м; lп1 = l1 = 0,15 м; по (9.136) lл1 = Клbкт + 2В = 1,3 * 0,167 + 2 * 0,01 = 0,237 м, где В = 0,01 м; по табл. 9.23 Кл = 1,3;
по (9.138)
Длина вылета лобовой части катушки по (9.140)
lвыл = kвылbкт + В = 0,4 * 0,167 + 0,01 = 0,0768 м = 76,8 мм, где по табл. 9.23 Квыл = 0,4.
Относительное значение r1
45. Активное сопротивление фазы алюминиевой обмотки ротора по (9.168)
по (9.169)
здесь kr = 1;
по (9.170)
где для литой алюминиевой обмотки ротора
Приводим r2 к числу витков обмотки статора по (9.172), (9.173):
46. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора по (9.152)
где по табл. 9.26 (см. рис. 9.50, е) и по рис. 9.73
где (см. рис. 9.50, е и 9.73)
h2 = hп.к – 2 bиз =19,1-2*0,4=18,3 мм; b1 = 7,7 мм; hк= 0,5 (b1-bш) =0,5(7,7-3,7)=2 мм; h1 = 0 (проводники закреплены пазовой крышкой); kβ = 1; k'β = 1; l'δ = lδ = 0,15 м по (9.154);
по (9.159)
по (9.174)
по (9.176)
для βcк = 0 и tz2/tz1 = 15,6/12,4 = 1,26 по рис. 9.51, д k'ск = 1,25. Относительное значение
47. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора по (9.177)
где по табл. 9.27 (см. рис. 9.52, а, ж)
где (см. рис. 9.52, а, ж и рис. 9.73)
h0 = h1 + 0,4b2 = 28,7 + 0,4 * 3,34 = 30,04 мм; b1 = 8,08 мм; bш = 3,7 мм;
hш = 0,7 мм; h'ш = 0,3 мм; qc = 194 мм2;
по (9.178)
по (9. 180)
по (9.181)
так как при закрытых пазах Δz ≈ 0.
Приводим x2 к числу витков статора по (9.172) и (9.183):
Относительное значение
Расчет потерь
48. Потери в стали основные по (9.187)
[p1,0/5,0 = 2,5 Вт/кг для стали 2013 по табл. 9.28];
по (9.188)
по (9.189)
kДА = 1,6; kдZ= 1,8 (см. § 9.11)].
49. Поверхностные потери в роторе по (9.194)
Рпов2 =pпов2 * (tz2 - bш2) * Z2 * lcт2 = 250,1 * (15,6 - 1,5) * 38 * 0,15=20,1 Вт;
по (9.192)
где k02 = 1,5;
по (9.190)
B02 = β02 * kδ * Bδ = 0,37 * 1,22 * 0,743 = 0,335 Тл;
где bш/δ = 3,7/0,5 = 7,4 по рис. 9.53 β02 = 0,37.
50. Пульсационные потери в зубцах ротора по (9.200)
по (9.196)
Bz2ср = 1,79 Тл из п. 37 расчета; γ1 = 4,42 из п. 35 расчета;
по (9.201)
hz2 = 35,08 мм из п. 37 расчета; bz2 = 6,7 мм из п. 32 расчета.
51. Сумма добавочных потерь в стали по (9.202)
(Рпов1 и Рпул1 ≈ 0, см. § 9.11).
52. Полные потери в стали по (9.203)
53. Механические потери по (9.210)
[для двигателей с 2р = 4 коэффициент КТ = 1,3(1 - Da) = 1,3(1 - 0,280) = 0,94].
54. Холостой ход двигателя:
по (9.217)
[по (9.128)
где по (9.219)
по (9.221)
Расчет рабочих характеристик
55. Параметры по (9.184)
по (9.185)
по (9.223)
используем приближенную формулу, так как |γ | < 1°:
Активная составляющая тока синхронного холостого хода:
по (9.226)
по (9.227)
Потери, не изменяющиеся при изменении скольжения,
56. Рассчитываем рабочие характеристики для скольжений s = 0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03, принимая предварительно, что sном ≈ = 0,025. Результаты расчета сведены в табл. 9.36. После построения рабочих характеристик (рис. 9.74) уточняем значение номинального скольжения: sном = 0,024.
Расчет рабочих характеристик см. § 9.12.
Номинальные данные спроектированного двигателя: Р2ном = 15 кВт, U1ном = 220/380 В, I1ном = 28,4 А, соs φном = 0,894, ηном = 0,892.
Таблица 9.36. Рабочие характеристики асинхронного двигателя (см. табл. 9.30)
Рном = 18,5 кВт; 2р = 4; U1ном = 220/380 В; I0a =0,5 А; I0р ≈ Iμ = 8,69 А; Рст + Ртр.щ. + Рмех = 0,55 кВт; r1 = 0,266 Ом; r’2 = 0,140 Ом; с1 = 1,025; a’ = 1,051; a = 0,273 Ом; b’ = 0 Ом; b = 1,43 Ом
№п/п | Расчетная формула | Размерность | Скольжение s | ||||||
0,005 | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | Sном = =0,022 | |||
Ом | 29,43 | 14,71 | 9,81 | 7,36 | 5,89 | 4,9 | 6,69 | ||
Ом | 29,7 | 14,99 | 10,08 | 7,63 | 6,16 | 5,18 | 6,96 | ||
Ом | 1,43 | 1,43 | 1,43 | 1,43 | 1,43 | 1,43 | 1,43 | ||
Ом | 29,73 | 15,06 | 10,18 | 7,76 | 6,32 | 5,37 | 7,11 | ||
А | 7,4 | 14,61 | 21,61 | 28,35 | 34,81 | 40,97 | 30,94 | ||
- | 0,998 | 0,995 | 0,990 | 0,983 | 0,974 | 0,964 | 0,979 | ||
- | 0,048 | 0,095 | 0,140 | 0,184 | 0,226 | 0,266 | 0,201 | ||
А | 7,89 | 15,04 | 21,89 | 28,37 | 34,40 | 39,99 | 30,79 | ||
А | 9,05 | 10,08 | 11,72 | 13,91 | 16,56 | 19,59 | 14,91 | ||
А | 12,01 | 18,11 | 24,83 | 31,6 | 38,18 | 44,53 | 34,18 | ||
А | 7,59 | 14,98 | 22,15 | 29,06 | 35,68 | 41,99 | 31,71 | ||
кВт | 5,21 | 9,93 | 14,45 | 18,72 | 22,7 | 26,39 | 20,3 | ||
кВт | 0,12 | 0,26 | 0,49 | 0,8 | 1,16 | 1,58 | 0,93 | ||
кВт | 0,024 | 0,094 | 0,206 | 0,354 | 0,534 | 0,74 | 0,42 | ||
кВт | 0,026 | 0,05 | 0,072 | 0,094 | 0,114 | 0,132 | 0,102 | ||
кВт | 0,72 | 0,954 | 1,318 | 1,798 | 2,358 | 3,002 | 2,002 | ||
кВт | 4,5 | 8,98 | 13,1 | 16,9 | 20,3 | 23,4 | 18,3 | ||
- | 0,861 | 0,903 | 0,908 | 0,903 | 0,896 | 0,886 | 0,901 | ||
- | 0,657 | 0,83 | 0,881 | 0,898 | 0,901 | 0,898 | 0,900 |
Вывод: спроектированный двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям.