Проверил: Аюрзанайн С.А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО БУРЯТСКАЯ ГСХА им. В.Р. Филиппова

Инженерный факультет

Кафедра: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Курсовая работа

По дисциплине: «Электрические машины»

Тема: «Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»

Выполнил: Андриянов Д.А

Проверил: Аюрзанайн С.А


ВВЕДЕНИЕ

Проектирование электрических машин — это искусство, соединяющее знание процессов электромеханического преобразования энергии с опытом, накопленным поколениями инженеров-электромехаников, умение применять вычислительную технику и талантом инженера, создающего новую или улучшающего уже выпускаемую машину.

При создании электрической машины рассчитывают размеры статора и ротора, выбирают типы обмоток, обмоточные провода, изоляция, материалы активных и конструктивных частей машины. Отдельные части машины должны быть так сконструированы и рассчитаны, чтобы при ее изготовлении трудоемкость и расход материалов были наименьшими, а при эксплуатации машина обладала высокой надежностью и наилучшими энергетическими показателями, при этом электрическая машина должна соответствовать условиям применения ее в электроприводе.

При проектирование электрических машин необходимо учитывать соответствие их технико-экономических показателей современному уровню при соблюдении требований государственных и отраслевых стандартов, а также назначение и условие эксплуатации, стоимость активных и конструктивных материалов, КПД, технологию производства, надежность в работе и патентную чистоту. Расчет и конструирование электрических машин неотделимы от технологии их изготовления. Поэтому при проектировании необходимо учитывать возможности электротехнических заводов, стремиться к максимальному снижению трудоемкости изготовления электрических машин.

Критерий оптимизации электрических машин определяется, как правило, минимумом суммарных затрат, т.е. минимумом стоимости материалов, затрат

на изготовление и эксплуатацию. Стоимость эксплуатации зависит от КПД, коэффициента мощности, качества машины, ремонтоспособности и ряда других факторов.

При проектировании индивидуальной машины или небольшой серии критерий оптимизации согласовывается с заказчиком.

Выбрать вариант производства электрической машины можно, сопоставив многие варианты расчета, поэтому без вычислительных машин не обходится ни

одной серьезный расчет электрических машин. В настоящее время ЭВМ применяют для выполнения полного оптимизационного расчета электрической машины, ведутся работы по созданию системы автоматизированного проектирования электрических машин, которая должна не только выполнять расчет машины, но и выдавать рабочие чертежи. Предполагается, что в будущем автоматизированные системы проектирования будут выполнять работу от приема заказа на проектирование до испытания без ее изготовления (прогнозирование геометрии, надежности и характеристик).


Техническое задание.

Спроектировать асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором: Р2=18,5кВт, U=220/380 В, 2р=4; конструктивное исполнение IM 1001; исполнение по способу защиты IP44; способ охлаждения IC0 141; климатическое исполнение и категория размещения УЗ, класс нагревостойкости изоляции F.

Выбор главных размеров

1. Высота оси вращения (предварительно) по рис. 9.18, a h = 0,16 м. Принимаем ближайшее стандартное значение h = 160 мм; Da = 0,280 м (см. табл. 9.8).

2. Внутренний диаметр статора D = kDDa = 0,68 * 0,280 = 0,190 м, kD = по табл. 9.9.

3. Полюсное деление τ = π D/(2p) = π * 0,190/4 = 0,149м.

4. Расчетная мощность по (9.4)

(kE — по рис. 9.20; η и cos φ— по рис. 9.21, а).

5. Электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 9.22, б)

А = 33 * 103 А/м; Вδ = 0,76 Тл

6. Обмоточный коэффициент (предварительно для однослойной обмотки) kоб1 = 0,95.

7. Расчетная длина магнитопровода по (9.6)

[по (9.5) Ω = 2 π f / p = 2 π * 50/2 = 157 рад/с].

8. Отношение λ = lδ /τ = 0,15/0,149 = 1,01. Значение λ = 1,01 находится в допустимых пределах (см. рис. 9.25).

Определение Z1, w1 и площади поперечного сечения провода обмотки статора

9. Предельные значения tz1 (по рис. 9.26): tz1max = 15 мм; tz1min = 12 мм.

10. Число пазов статора по (9.16)

Принимаем Z1 = 48, тогда q1 = Z1/(2pm) = 48/(4 • 3) = 4. Обмотка однослойная.

11. Зубцовое деление статора (окончательно)

12. Число эффективных проводников в пазу [предварительно, при условии а =1 по (9.17)]

(по 9.18)

13. Принимаем а = 1, тогда по (9.19) проводников.

14. Окончательные значения:

число витков в фазе по (9.20)

линейная нагрузка по (9.21)

магнитный поток по (9.22)

(для однослойной обмотки с q = 4 по табл. 3.16 kоб1 = kp1 = 0,958; для Da = 0,280 м по рис. 9.20 kE = 0,975);

индукция в воздушном зазоре по (9.23)

Значения А и Вδ находятся в допустимых пределах (см. рис. 9.22, б).

15. Плотность тока в обмотке статора (предварительно) по (9.25). А по п. 14 33,4 *103 А/м

(AJ1 = 180 *109 по рис. 9.27, б).

16. Площадь поперечного сечения эффективного проводника (предварительно) по (9.24), а = 1.

17. Сечение эффективного проводника (окончательно): принимаем nэл = 3, тогда qэл = qэф/nэф = 6,41/3 = 2,14 мм2. Принимаем обмоточный провод марки ПЭТВ (см. приложение 3), dэл = 1,7 мм, qэл = 2,27 мм2, qэ.ср = nэлqэл = 3 * 2,27= 6,81 мм2, dиз =1,785

18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно) по (9.27)

Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора

Паз статора определяем по рис. 9.29, а с соотношением размеров, обеспечивающих параллельность боковых граней зубцов.

19. Принимаем предварительно по табл. 9.12 Вz1 = 1,9 Тл; Ва = 1,6 Тл, тогда по (9.37)

(по табл. 9.13 для оксидированной стали марки 2013 kc = 0,97);

по (9.28)

20. Размеры паза в штампе: bш = 3,7 мм; hш = 1 мм; 45° (см. рис. 9.29, а);

по (9.38)

по (9.40)

по (9.39)

по (9.42)—(9.45)

Паз статора показан на рис. 9.73, а.

21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку:

b'1 = b1 – Δ bп = 7,7 – 0,2 = 7,5 мм;

b'2 = b2 – Δ bп = 10,45 – 0,2 = 10,25 мм;

h'п.к = hп.к – Δh = 19,3 – 0,2 = 19,1 мм.

Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки по (9.48)

[площадь поперечного сечения прокладок Sпр = 0; площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу

Sиз = bиз(2hп + b1 + b2) = 0,4(2 * 22,3 + 7,7 + 10,45) = 25,02 мм2,

гдe односторонняя толщина изоляции в пазу bиз = 0,4 мм — по табл. 3.1].

22. Коэффициент заполнения паза по (3.2)

Полученное значение kз допустимо для механизированной укладки обмотки.

Расчет ротора

23. Воздушный зазор (по рис. 9.31) δ = 0,5 мм.

24. Число пазов ротора (по табл. 9.18) Z2 = 38.

25. Внешний диаметр ротора D2 = D - 2δ = 0,190 - 2 * 0,5 * 10-3 = 0,189 м.

26. Длина магнитопровода ротора l2 = l1 = 0,15 м.

27. Зубцовое деление ротора

tz2 = πD2/Z2 =3,14• 0,189/38 = 0,0156 м = 15,6 мм.

28. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник ротора непосредственно насаживается на вал; по (9.102)

Dj = DB = kBDa = 0,23 * 0,280 = 0,0644 м ≈ 60 мм

(kB, — по табл. 9.19).

29. Ток в обмотке ротора по (9.57)

I2 = kiI1vi = 0,92 * 34,6 * 14,52 = 462,2 А,

где по (9.58) ki = 0,2 + 0,8 cos φ = 0,2 + 0,8 • 0,9 = 0,92;

по (9.66)

(пазы ротора выполняем без скоса — kск = 1)

30. Площадь поперечного сечения стержня (предварительно) по (9.68)

qп = I2/J2 = 462,2/(2,5 * 106) = 184,88 * 10-6 м2 = 184,88 мм2

(плотность тока в стержне литой клетки принимаем J2 = 2,5 * 106 А/м2).

31. Паз ротора определяем по рис. 9.40, б. Принимаем bш = 1,5 мм; hш = 0,7 мм; h'ш = 0,3 мм.

Допустимая ширина зубца по (9.75)

(принимаем ВZ2 = 1,8 Тл по табл. 9.12).

Размеры паза (см. рис. 9.40):

по (9.76)

по (9.77)

по (9.78)

32. Уточняем ширину зубцов ротора по формулам табл. 9.20:

Принимаем (см. рис. 9.73, б) b1= 7,9; b2 = 4,2 мм; h1 = 22,4 мм.

Полная высота паза

33. Площадь поперечного сечения стержня по (9.79)

Плотность тока в стержне

J2 = I2/qс = 462/194 * 10-6 = 2,38 * 106 А/м.

34. Короткозамыкающие кольца (см рис. 9.37, б). Площадь поперечного сечения кольца по (9.72)

По (9.70) и (9.71)

Где

Jкл = 0,85 J2 = 0,85*2,38•106 = 2,023 * 106 А/м2

Размеры короткозамыкающих колец:

hкл = 1,25 hп2 = 1,25 * 35,41 = 44,26 ≈ 44 мм;

bкл = qкл / hкл = 694/44 = 15,77 ≈ 16 мм;

qкл = hкл / bкл = 44 * 16 = 704 мм2;

Dк.ср = D2 – hкл = 189 – 44 = 145 мм.

Расчет магнитной цепи

Магнитопровод из стали 2013; толщина листов 0,5 мм.

35. Магнитное напряжение воздушного зазора по (9.103)

По (4.15)

где

36. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора по (9.104)

FZ1 = 2hz1Hz1 = 2 * 22,3 * 10-3 * 2070 = 92,3 А,

где hZ1 = Hп1 = 22,3 мм (см п. 20 расчета);

расчетная индукция в зубцах по (9.105)

(bz1 = 4,9 мм по п. 19 расчета; kc1, = 0,97 по табл. 9.13). Так как B'z1 > 1,8 Тл, необходимо учесть ответвление потока в паз и найти действительную индукцию в зубце ВZ1.

Коэффициент kПХ по высоте h = 0,5hz по (4.33)

где

по (4.32)

BZ1 = B'z1 – μ0 HZ1 kпх

Принимаем Bz1 = 1,9 Тл, проверяем соотношение BZ1 и B'z1:

1,9 = 1,904 - 1,256 * 10-6 * 2070 * 1,86 = 1,9,

где для Bz1 = 1,9 Тл по табл. П1.7 HZ1 = 2070 А/м.

37. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора по (9.108)

FZ2 = 2hz2 Hz2 = 2 * 0,035 * 1480 = 103,6 А

при зубцах по рис. 9.40, б из табл. 9.20 hz2 = hп2 - 0,1b2 = 35,41 - 0,1 * 3,34 = 35,08 мм;

индукция в зубце по (9.109)

по табл. П1.7 для ВZ2 = 1,81 Тл находим НZ2 = 1480 А/м

38. Коэффициент насыщения зубцовой зоны по (9.115)

39. Магнитное напряжение ярма статора по (9.116)

F = Lаa = 0,2 * 750 = 150 А,

по (9.119)

Где

пo (9.117)

(при отсутствии радиальных вентиляционных каналов в статоре h'a = hа = 22,7 * 10-3 м), для Ва = 1,6 Тл по табл. П1.6 находим На = 750 А/м.

40. Магнитное напряжение ярма ротора по (9.121)

Fj = Lj Hj = 69,94 * 10-3 * 177 = 12,4 А.

По (9. 127)

Где

по (9.122)

где по (9.124) для четырехполюсных машин при 0,75 (0,5 D2 - hп2) < Dj

где для mК2 = 0,99 Тл по табл. П1.6 находим Hj = 177 А/м.

41. Магнитное напряжение на пару полюсов (по 9.128)

Fц = Fδ + FZ1 + FZ2 + Fa + Fj = 720,6 + 92,3 + 130,8 + 150 + 12,4 = 1079,1 А.

42. Коэффициент насыщения магнитной цепи по (9.129)

kμ = Fц/ Fδ = 1079,1/720,6 = 1,5.

43. Намагничивающий ток по (9.130)

Относительное значение по (9.131)

Iμ* = Iμ /I1НОМ = 8,69/34,6 = 0,25.

0,2 < Iμ* < 0,3.

Параметры рабочего режима

44. Активное сопротивление обмотки статора по (9.132)

(для класса нагревостойкости изоляции F расчетная температура vрасч = 115° С; для медных проводников ρ115 = 10-6/41 Ом м).

Длина проводников фазы обмотки по (9.134)

L1 = lcp1 * w1 = 0,774 * 96 = 74,3 м;

по (9.135) lср1 = 2(lп1 + lл1) = 2(0,15 + 0,237) = 0,774 м; lп1 = l1 = 0,15 м; по (9.136) lл1 = Клbкт + 2В = 1,3 * 0,167 + 2 * 0,01 = 0,237 м, где В = 0,01 м; по табл. 9.23 Кл = 1,3;

по (9.138)

Длина вылета лобовой части катушки по (9.140)

lвыл = kвылbкт + В = 0,4 * 0,167 + 0,01 = 0,0768 м = 76,8 мм, где по табл. 9.23 Квыл = 0,4.

Относительное значение r1

45. Активное сопротивление фазы алюминиевой обмотки ротора по (9.168)

по (9.169)

здесь kr = 1;

по (9.170)

где для литой алюминиевой обмотки ротора

Приводим r2 к числу витков обмотки статора по (9.172), (9.173):

46. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора по (9.152)

где по табл. 9.26 (см. рис. 9.50, е) и по рис. 9.73

где (см. рис. 9.50, е и 9.73)

h2 = hп.к 2 bиз =19,1-2*0,4=18,3 мм; b1 = 7,7 мм; hк= 0,5 (b1-bш) =0,5(7,7-3,7)=2 мм; h1 = 0 (проводники закреплены пазовой крышкой); kβ = 1; k'β = 1; l'δ = lδ = 0,15 м по (9.154);

по (9.159)

по (9.174)

по (9.176)

для β = 0 и tz2/tz1 = 15,6/12,4 = 1,26 по рис. 9.51, д k'ск = 1,25. Относительное значение

47. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора по (9.177)

где по табл. 9.27 (см. рис. 9.52, а, ж)

где (см. рис. 9.52, а, ж и рис. 9.73)

h0 = h1 + 0,4b2 = 28,7 + 0,4 * 3,34 = 30,04 мм; b1 = 8,08 мм; bш = 3,7 мм;

hш = 0,7 мм; h'ш = 0,3 мм; qc = 194 мм2;

по (9.178)

по (9. 180)

по (9.181)

так как при закрытых пазах Δz ≈ 0.

Приводим x2 к числу витков статора по (9.172) и (9.183):

Относительное значение

Расчет потерь

48. Потери в стали основные по (9.187)

[p1,0/5,0 = 2,5 Вт/кг для стали 2013 по табл. 9.28];

по (9.188)

по (9.189)

kДА = 1,6; kдZ= 1,8 (см. § 9.11)].

49. Поверхностные потери в роторе по (9.194)

Рпов2 =pпов2 * (tz2 - bш2) * Z2 * lcт2 = 250,1 * (15,6 - 1,5) * 38 * 0,15=20,1 Вт;

по (9.192)

где k02 = 1,5;

по (9.190)

B02 = β02 * kδ * Bδ = 0,37 * 1,22 * 0,743 = 0,335 Тл;

где bш = 3,7/0,5 = 7,4 по рис. 9.53 β02 = 0,37.

50. Пульсационные потери в зубцах ротора по (9.200)

по (9.196)

Bz2ср = 1,79 Тл из п. 37 расчета; γ1 = 4,42 из п. 35 расчета;

по (9.201)

hz2 = 35,08 мм из п. 37 расчета; bz2 = 6,7 мм из п. 32 расчета.

51. Сумма добавочных потерь в стали по (9.202)

пов1 и Рпул1 ≈ 0, см. § 9.11).

52. Полные потери в стали по (9.203)

53. Механические потери по (9.210)

[для двигателей с 2р = 4 коэффициент КТ = 1,3(1 - Da) = 1,3(1 - 0,280) = 0,94].

54. Холостой ход двигателя:

по (9.217)

[по (9.128)

где по (9.219)

по (9.221)

Расчет рабочих характеристик

55. Параметры по (9.184)

по (9.185)

по (9.223)

используем приближенную формулу, так как |γ | < 1°:

Активная составляющая тока синхронного холостого хода:

по (9.226)

по (9.227)

Потери, не изменяющиеся при изменении скольжения,

56. Рассчитываем рабочие характеристики для скольжений s = 0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03, принимая предварительно, что sном ≈ = 0,025. Результаты расчета сведены в табл. 9.36. После построения рабочих характеристик (рис. 9.74) уточняем значение номинального скольжения: sном = 0,024.

Расчет рабочих характеристик см. § 9.12.

Номинальные данные спроектированного двигателя: Р2ном = 15 кВт, U1ном = 220/380 В, I1ном = 28,4 А, соs φном = 0,894, ηном = 0,892.


Таблица 9.36. Рабочие характеристики асинхронного двигателя (см. табл. 9.30)

Рном = 18,5 кВт; 2р = 4; U1ном = 220/380 В; I0a =0,5 А; I ≈ Iμ = 8,69 А; Рст + Ртр.щ. + Рмех = 0,55 кВт; r1 = 0,266 Ом; r2 = 0,140 Ом; с1 = 1,025; a’ = 1,051; a = 0,273 Ом; b’ = 0 Ом; b = 1,43 Ом

№п/п Расчетная формула Размерность Скольжение s
0,005 0,01 0,015 0,02 0,025 0,03 Sном = =0,022
  Ом 29,43 14,71 9,81 7,36 5,89 4,9 6,69
  Ом 29,7 14,99 10,08 7,63 6,16 5,18 6,96
  Ом 1,43 1,43 1,43 1,43 1,43 1,43 1,43
  Ом 29,73 15,06 10,18 7,76 6,32 5,37 7,11
  А 7,4 14,61 21,61 28,35 34,81 40,97 30,94
  - 0,998 0,995 0,990 0,983 0,974 0,964 0,979
  - 0,048 0,095 0,140 0,184 0,226 0,266 0,201
  А 7,89 15,04 21,89 28,37 34,40 39,99 30,79
  А 9,05 10,08 11,72 13,91 16,56 19,59 14,91
  А 12,01 18,11 24,83 31,6 38,18 44,53 34,18
  А 7,59 14,98 22,15 29,06 35,68 41,99 31,71
  кВт 5,21 9,93 14,45 18,72 22,7 26,39 20,3
  кВт 0,12 0,26 0,49 0,8 1,16 1,58 0,93
  кВт 0,024 0,094 0,206 0,354 0,534 0,74 0,42
  кВт 0,026 0,05 0,072 0,094 0,114 0,132 0,102
  кВт 0,72 0,954 1,318 1,798 2,358 3,002 2,002
  кВт 4,5 8,98 13,1 16,9 20,3 23,4 18,3
  - 0,861 0,903 0,908 0,903 0,896 0,886 0,901
  - 0,657 0,83 0,881 0,898 0,901 0,898 0,900

Вывод: спроектированный двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: