Методические пояснения к проекту «жилой дом»

С тудент выбирает один из возможных методов работы; некоторые из них кратко характеризуются ниже.

1. «Метод проектирования по прототипам». Прототип – это модель объекта, который подобен проектируемому сооружению в основных параметрах (например, при моделировании объекта в представлениях о его сходстве с функцией, формой и конструкцией какого-либо другого сооружения). Смысл проектирования, как действия направленного на создание объекта с новыми техническими свойствами и новым потребительским качеством будет нарушен, если мы в точности скопируем то, что уже существует, - «привяжем» ранее выполненный проект к новому месту. В тоже время, в новых и старых проектах мы находим образцы решений и аналоги форм, соответствующие современному образу жизни, современной индустрии и новым тенденциям в дизайне. Мы используем аналоги для цитирования, для совершенствования отдельных узлов и планировочных решений. В использовании «прототипического метода» можно выделить ряд задач:

1.1. Подбор функциональных аналогов (усадебные дома), конструктивных и архитектурных образцов, отвечающих критериям современности. Ответом на вопрос: «что считать современным?» является иллюстрация - описание современного усадебного дома как архитектурного типа. Эта иллюстрация прототипического образа может выступить эскиз-идеей проектируемого дома.

1.2.Анализ аналогов с целью отбора строительных элементов и извлечения планировочных узлов для дальнейшего редактирования.

1.3. Сборка частей и элементов в модель проектируемого дома не является их механическим соединением: этот этап работы предполагает трансформацию исходного материала, нередко, видоизменение идеи проекта. Результат работы на этом этапе – эскиз проекта.

2. «Метод портретирования». В качестве основы для оценки проектных решений используется литературно-художественное описание состава семьи – «портреты» членов семьи. Проектирование призвано воплотить эстетические предпочтения персонажей, выразить на фасадах, в плане и объёме дома характер его обитателей.

2.1. Одной из иллюстраций такого подхода может служить работа Джорджа Нельсона над моделью автомобиля “форд-мустанг”. Известный дизайнер для поиска образа (имедж - объекта) использовал представления о герое-сверхчеловеке. Обычная автомашина тонко стилизована под машину супермена. Хозяин машины, соотнося признаки формы с образом, как бы наследует некоторые черты своего героя. Миллионы молодых американцев, жаждущие самоутверждения, обеспечили коммерческий спрос данной модели.

2.2. Подобным образом было организовано проектирование Пьяцца Италия – коммерческого и культурного центра землячества итальянцев в Новом Орлеане. Архитектор Чарльз Мур оперирует не столько предметами в пространстве, как значениями их форм в системе межчеловеческих отношений. Он представляет семьи землячеств, объединённой «ностальгией» по Италии, в которой большинство итальянцев, рождённых в Америке, никогда не бывали. В проектном решении он опирается на полушутливую – полусерьёзную трактовку мифа античного Рима. Вода гигантского бассейна стекает с “римских” аркад и далее струится по рельефу из цветного камня, изображающего карту Италии, “римская” триумфальная арка ведёт к зрительному залу. Метод портретирования использует «цитаты» и «метафоры» для репрезентации воображаемого образа клиента (заказчика) в архитектурном образе. Соответственно, идея такого дома должна быть представлена в виде цитируемого материала, в также, демонстрировать способ цитирования (стилизация в манере Нельсона или ирония в духе Мура) и представлять принцип композиционной сборки знаков в целое архитектурной формы – «имедж-объект».

2.3. Работа над эскизом проходит следующие этапы:

2.3.1. Выданному портретному описанию членов семьи сопоставить образы аналогичных решений и архитектурных форм, отражающих характер описаний или выражающих ценностные ориентации персонажей. (Подборка архитектурных знаков и кодов). Затем, следует ответить на вопрос: будет ли дом выражать конфликт его обитателей, или дом представит среду их комфортного сосуществования. – Тем самым, вы формулируете идею репрезентации в архитектурной форме «конфликта» или «примирения» характеров.

2.3.2. На следующем этапе необходимо представить коллаж из цитат, которые отражают принцип соединения смыслов в текст и композиционного единства архитектурной формы. – Этот плакат (в идеале) может быть одновременно похож на фасад или развёртку фасадов дома и оценивается как эскиз-идея дома.

2.3.3. При наличии художественного образа фасадов дома остаётся проблемой его объемно-планировочное решение. При разработке эскиза здесь необходимы планировочные образцы по составу помещений совпадающие с проектируемым домом, не запрещающие найденное решение фасада. Эскиз проекта подтверждает удачную работу над этой, сложной задачей.

3.1. «Традиционный» (модернистский) метод проектирования. Модернизм в искусстве был связан с полным или частичным отказом от художественной традиции (например, отказ изобразительных искусств от изображения предметного мира, их уход в сторону беспредметных абстракций). Модернизм в архитектуре, в первую очередь, был связан с отказом от ордера как системы скульптурной обработки строительных элементов, стиля как графической системы орнамента и украшений, от тектоники как системы изображений работы конструкций под действием вертикальных нагрузок, от композиции в значении «составления» фасадов из архитектурных деталей. Отказ модернистов строился по принципу альтернативы: не скульптурные украшения плоского фасада, а бесфасадная, скульптурная форма здания; тотальный рисунок «сильной формы»; не стоящие на земле, но парящие над ней здания; композиция как язык графической абстракции. Фундаментальные основы архитектуры как «искусства строить» были в ХХ веке модернизированы как «искусство проектировать». Как и все революционные изменения, идеи модернизма стали традицией обновления. ХХ век оставил множество идей обновления архитектуры, выраженных в концепциях и доктринах.

3.2. Например, доктрина органической формы приобрела разные трактовки в концепциях известных мастеров современной архитектуры. Концепция «органичной архитектуры» Ф.- Л. Райта предполагала главным визуальную и тектоническую связь искусственной (архитектурной) формы с естественном (природным) окружением. В концепция «органической архитектуры» Хуго Херинга архитектурные формы определялись как внешние оболочки биологических форм, отобранные в ходе эволюции. Концепция «органической архитектуры» А. Аалто демонстрировала разумное начало постройки, её предназначенность использованию. Соответственно, построенные этими авторами дома значительно отличаются. Для того, чтобы ответить проектом на вопрос о будущем «органических» концепций и архитектурной бионики в жилищном строительстве, необходимо анализировать ряды построек и формулировать собственную точку зрения на исходный материал. Собранный при подготовке проектирования материал и время проектирования будет недостаточным, чтобы выстроить собственную концепцию «органической архитектуры», равномощную или сопоставимую с пожизненным трудом названных авторов. Вместе с тем, его достаточно, чтобы высказать намерение, связанное с программой собственного развития в рамках доктрины, или идею «органического формообразования жилого дома».

4. Типологически-символический метод проектирования. Мы оцениваем постройки по их схожести, то есть архитектурный тип обладает семантикой. Усадебной дом должен иметь газон перед входом, цоколь, лестницу, крыльцо, скатную крышу, стену, увитую плюшем, высокую каминную трубу. Пластический характер этих элементов, их материал и взаимоотношения говорят о хозяине дома языком архитектуры, - ‘этому Ч. Дженкс посвятил эссе в книге «язык архитектуры постмодернизма» (56-60), а А.К. Байбурин написал книгу о семиотике жилища в ритуалах и представлениях восточных славян.

5. «Драматургический» метод в проектировании. Мы предполагаем, что имеется весьма короткий путь к утверждению творческой позиции. Некоторые мастера архитектуры оставили концептуальную графику в виде «метаморфов» - идеальных объектов, в которых присутствует изображение процедур формообразования или преобразования форм (рис1). На таких изображениях процедуры композиционных построений «склеяны». Развертка процедурных склеек станет предметом изучения, который ведёт к сценарию работы над композицией. При изучении обнаруживается проблема цели (зачем?) и проблема процедурной полноты (как?), которые «снимаются» в сюжете (или тексте). Результат прочтения композиции (принципа формообразования) фиксирует «параморф» – воображаемый объект, развёрнутый в процедурах формообразования (рис 2.) При определённом навыке видеть композицию в «чужом» проекте, возможно осуществление названной линии драматургического подхода. Сформированная концепция авторского видения композиции домов-аналогов принимается в качестве идеи (формообразования) будущего дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: