На современном этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения. В ближайшей перспективе эта тенденция, видимо, сохранится. Причин тому может быть много. Однако анализ накопленного опыта позволяет выявить одну из важнейших - существует тесная взаимосвязь между экономической политикой, осуществляемой в данном регионе, и успехами его развития. В связи с этим все более актуальным становится вопрос изучения экономики региона. Цель его состоит в том, чтобы студенты приобрели навыки и необходимые знания для анализа сущности, места и роли экономики региона в экономике страны. В дальнейшем это должно способствовать их эффективной работе в структурах государственной и муниципальной власти, органах управления, выработке оптимальных управленческих подходов в решении стоящих задач и использовании необходимых ресурсов.
Основными задачами дисциплины являются:
|
|
· овладение новым содержанием и новой ролью категорий «регион», «экономика региона» в условиях перехода государства к рыночной экономике;
· изучение способов анализа состояния и перспектив экономики региона, приобретение навыков выработки управленческих решений;
· изучение практики подготовки и принятия законов субъектов РФ, специфики их исполнения и контроля;
· знакомство с механизмами внутрирегионального взаимодействия государственных и негосударственных уровней власти, особенно в сфере финансово-бюджетных отношений;
· ознакомление с практикой работы законодательных и исполнительных органов власти и управления Рязанской области в вопросах регулирования отношений собственности, формирования благоприятного инвестиционного климата, регулирования цен, тарифов и т.д.
Задачей курса является необходимость соединить экономическую теорию с практикой конкретной работы и на этой основе выработать у студентов навыки будущей работы в государственном и муниципальном управлении.
Полученные знания студенты могут применять при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с повышением эффективности и результативности функционирования объектов микро и макроуровня.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· иметь целостное представление о региональной экономике, как концепции социально-экономического развития современного общества, ее основных составляющих элементах, принципах функционирования и направлениях развития;
· быть способным к осознанному применению знаний в области профессиональной деятельности, которая может касаться теории, методологии и практики;
|
|
· осуществлять анализ различных рыночных моделей, сложившихся в обществе на микро и макроуровне; определять динамику и закономерности их функционирования и развития.
В процессе изучения дисциплины будут формироваться элементы готовности обучающихся к:
· организационно-управленческой деятельности (определению экономических целей и задач функционирования предприятия; анализу типу рыночной структуры, в рамках которой оно функционирует; анализу различных типов издержек и динамики их изменения при изменении объемов производства; анализу показателей выручки, издержек и прибыли; разработке рекомендаций по изменению производственной и организационной деятельности предприятий; определению уровня цены, на производимую продукцию и формированию наиболее оптимальной ценовой стратегии);
· научно-исследовательской деятельности (изучению теоретических и методических аспектов экономики; разработки практических рекомендаций для хозяйствующих субъектов по составлению, внедрению и реализации экономических концепции развития; формированию моделей, законов, теорий экономического развития общества на микро и макроуровнях; формирование концепций социально-экономического развития территорий);
· производственно-технологической деятельности (разработке рекомендаций по созданию, реорганизации или ликвидации различных технологий на основе данных экономического анализа их эффективности и результативности);
В результате изучения курса «Региональная экономика» студент должен:
Знать:
- новое содержание региональной экономической политики, трехуровневый характер ее формирования;
- основные проблемы региональной экономики на современном этапе и практику их разрешения, методы практического анализа потенциала региональной экономики, степени его использования;
- особенности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также их взаимоотношения с органами местного самоуправления;
- схему управления региональной экономикой;
- основные критерии эффективности управления;
- функции региональной экономики в условиях расширения самостоятельности регионов и требований к их саморегуляции.
Уметь:
- анализировать внутреннюю и внешнюю среду региона;
- характеризовать нормативно-законодательную базу его финансово-экономической самостоятельности;
- обосновывать те или иные принимаемые решения прямого и косвенного регулирования отдельных сфер экономики;
- дать характеристику комплексности развития региона, степени эффективности использования отдельных составляющих экономики;
- формировать Концепцию и программу социально-экономического развития приоритетных направлений и региона в целом;
Владеть навыками:
- выявления сильных и слабых сторон экономики региона, использования существующих методов для сбалансированного, комплексного ее развития;
- разработки социально-экономического прогноза региона, использования его преимуществ и уменьшения риска;
- моделирования взаимоотношений различных уровней власти и управления;
- оценки результативности принимаемых управленческих решений.
Обладать социально-личностными качествами:
· ответственностью;
· наблюдательностью;
· коммуникабельностью;
· системным мышлением;
· креативностью;
· самостоятельностью;
· нравственностью;
· аналитическими способностями
· гражданской ответственностью;
· моральными принципами;
· интеллектом.