Цели освоения учебной дисциплины

На современном этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения. В ближайшей перспективе эта тенденция, видимо, сохранится. Причин тому может быть много. Однако анализ накопленного опыта позволяет выявить одну из важнейших - существует тесная взаимосвязь между экономической политикой, осуществляемой в данном регионе, и успехами его развития. В связи с этим все более актуальным становится вопрос изучения экономики региона. Цель его состоит в том, чтобы студенты приобрели навыки и необходимые знания для анализа сущности, места и роли экономики региона в экономике страны. В дальнейшем это должно способствовать их эффективной работе в структурах государственной и муниципальной власти, органах управления, выработке оптимальных управленческих подходов в решении стоящих задач и использовании необходимых ресурсов.

Основными задачами дисциплины являются:

· овладение новым содержанием и новой ролью категорий «регион», «экономика региона» в условиях перехода государства к рыночной экономике;

· изучение способов анализа состояния и перспектив экономики региона, приобретение навыков выработки управленческих решений;

· изучение практики подготовки и принятия законов субъектов РФ, специфики их исполнения и контроля;

· знакомство с механизмами внутрирегионального взаимодействия государственных и негосударственных уровней власти, особенно в сфере финансово-бюджетных отношений;

· ознакомление с практикой работы законодательных и исполнительных органов власти и управления Рязанской области в вопросах регулирования отношений собственности, формирования благоприятного инвестиционного климата, регулирования цен, тарифов и т.д.

Задачей курса является необходимость соединить экономическую теорию с практикой конкретной работы и на этой основе выработать у студентов навыки будущей работы в государственном и муниципальном управлении.

Полученные знания студенты могут применять при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с повышением эффективности и результативности функционирования объектов микро и макроуровня.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь целостное представление о региональной экономике, как концепции социально-экономического развития современного общества, ее основных составляющих элементах, принципах функционирования и направлениях развития;

· быть способным к осознанному применению знаний в области профессиональной деятельности, которая может касаться теории, методологии и практики;

· осуществлять анализ различных рыночных моделей, сложившихся в обществе на микро и макроуровне; определять динамику и закономерности их функционирования и развития.

В процессе изучения дисциплины будут формироваться элементы готовности обучающихся к:

· организационно-управленческой деятельности (определению экономических целей и задач функционирования предприятия; анализу типу рыночной структуры, в рамках которой оно функционирует; анализу различных типов издержек и динамики их изменения при изменении объемов производства; анализу показателей выручки, издержек и прибыли; разработке рекомендаций по изменению производственной и организационной деятельности предприятий; определению уровня цены, на производимую продукцию и формированию наиболее оптимальной ценовой стратегии);

· научно-исследовательской деятельности (изучению теоретических и методических аспектов экономики; разработки практических рекомендаций для хозяйствующих субъектов по составлению, внедрению и реализации экономических концепции развития; формированию моделей, законов, теорий экономического развития общества на микро и макроуровнях; формирование концепций социально-экономического развития территорий);

· производственно-технологической деятельности (разработке рекомендаций по созданию, реорганизации или ликвидации различных технологий на основе данных экономического анализа их эффективности и результативности);

В результате изучения курса «Региональная экономика» студент должен:

Знать:

- новое содержание региональной экономической политики, трехуровневый характер ее формирования;

- основные проблемы региональной экономики на современном этапе и практику их разрешения, методы практического анализа потенциала региональной экономики, степени его использования;

- особенности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также их взаимоотношения с органами местного самоуправления;

- схему управления региональной экономикой;

- основные критерии эффективности управления;

- функции региональной экономики в условиях расширения самостоятельности регионов и требований к их саморегуляции.

Уметь:

- анализировать внутреннюю и внешнюю среду региона;

- характеризовать нормативно-законодательную базу его финансово-экономической самостоятельности;

- обосновывать те или иные принимаемые решения прямого и косвенного регулирования отдельных сфер экономики;

- дать характеристику комплексности развития региона, степени эффективности использования отдельных составляющих экономики;

- формировать Концепцию и программу социально-экономического развития приоритетных направлений и региона в целом;

Владеть навыками:

- выявления сильных и слабых сторон экономики региона, использования существующих методов для сбалансированного, комплексного ее развития;

- разработки социально-экономического прогноза региона, использования его преимуществ и уменьшения риска;

- моделирования взаимоотношений различных уровней власти и управления;

- оценки результативности принимаемых управленческих решений.

Обладать социально-личностными качествами:

· ответственностью;

· наблюдательностью;

· коммуникабельностью;

· системным мышлением;

· креативностью;

· самостоятельностью;

· нравственностью;

· аналитическими способностями

· гражданской ответственностью;

· моральными принципами;

· интеллектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: