Стратегии роста малых фирм

Основная особенность развития малых фирм в рыночных усло-

виях заключается в их гибкости, т.е. способности оперативно пере-

страивать свою производственную деятельность в зависимости от

рыночной ситуации.

Основные стратегии поведения малой фирмы

представлены в матрице (табл_).

Таблица Основные виды стратегии малой фирмы

    Подобный продукт крупной фирмы Оригинальный продукт
Форма существования фирмы Независимая от крупной фирмы (сувернитет) “Ложный гриб” (Поле1) Стратегия копирования “Премудрый пескарь” (поле 2) Стратегия оптимального размера
Форма существования фирмы Связанная с крупной фирмой (симбиоз) “Хамелеон” (поле 4) Стратегия использование преимуществ крупных фирм “Жалящая пчела” (поле3) Стратегия участия в продукте крупных фирм

Поле 1. Стратегия копирования (“ложный гриб”).
Сущность заключается в том, что малая фирма, используя результа

ты научно-исследовательских работ более крупных фирм по

оригинальным продуктам, выпускает копии этих продуктов по

ценам и качеству значительно уступающим, как правило, ори-

гиналу.

Поле 2. Стратегия оптимального размера (“Премудрый пес-

Карь”).

Малая фирма осуществляет свою деятельность под деви-

зом: “не высовываться” за рамки своей рыночной ниши.

Эта стратегия хотя и обеспечивает выживаемость малой фирмы, но служит препятствием расширению деятельности фирмы.

Поле 3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы (“Жа-

лящая пчела”).

Использование данной стратегии возможно тогда, когда отдельный мелкий элемент продукции более крупной фирмы —это конечный продукт для данной фирмы.

Для избежания зависимости от более крупной фирмы малая фирма должна стремиться ограничить долю оборота, приходящегося на одного крупного клиента, т.е. мелкая фирма должна стремиться поставлять нескольким крупным фирмам товары таким образом, чтобы доля для каждой из них в общем объеме продаж фирмы не превышала 20%.

Это позволяет малым фирмам, как “жалящим пчелам”, заставлять более крупные фирмы “вертеться”и в силу установления низких цен на реализацию продуктов вынуждать крупные фирмы избавляться от непроизводительных подразделений.

Поле 4. Стратегия использования преимуществ крупной фирмы (“ Хамелеон”).

Это т.н. стратегия Франчайзинга, в соответствии с которой заключается договор между мелкой и крупной фирмой,

согласно которому крупная фирма обязуется снабжать мелкую

фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработан-

ными технологиями бизнеса, представляет краткосрочный кредит

на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование.

В свою очередь малая фирма обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес по правилам этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы.

Применение фирмой того или иного вида стратегии опре-

деляется положением фирмы на рынке, которое характеризуется

его рыночной долей (в процентах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: