Действительность - это то, что уже возникло и взаимодействует с другими предметами и явлениями.
Возможность - это то. что содержится в действительности, как предпосылка ее изменения. Это нереализованная действительность.
Для реальной возможности уже возникли условия превращения ее в действительность. Для абстрактной - еще не возникли. Невозможное - неосуществимое вообще.
Обе категории отражают неразрывные стороны любого процесса. Возможность подчиненная сторона действительности.
Тема 3.2. Философия религии.
Урок 20. Философия религии.
Проблема определения религии.
Существует множество различных мнений о сущности религии.
1.1. Богословские (теологическое) объяснения дают понимание религии "изнутри", на основе соответствующего религиозного опыта. Общим для всех вариантов толкования является представление о религии как связи человека с Богом, Абсолютом, с какой-либо Силой и т.д.
В христианстве возникло два подхода: первый называет "религией" воззрения основанные на вере в сверхъестественные силы (супернатурализм); второй отмечает связь религии как субъективного отношения к Богу с развитием общества (историческая школа). В современных условиях признается упадок "церковно-ориентированной религии" и рост внецерковной религиозности.
1.2. Философские и социологические интерпретации (объяснения) религии.
Карл Маркс (1818-1883) считал, что государство и общество порождают религию, как превратное, искаженное мировоззрение.
Макс Вебер (1864 - 1920) считал религию способом придания смысла социальному действию: целью всех целей человеческой жизни предполагается нравственная идея спасения, воздаяния.
Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) считал религией целостную систему верований и обрядов по поводу священных, запретных вещей и объединяющую людей в моральную общину (церковь). Верования носят обязательный характер и связывают индивида с обществом, подчиняют его обществу.