Тема 5. Познание

Познание мира как объект философского осмысления; различные точки зрения на проблему познаваемости мира. Логика, методология и методика научного познания. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания. Рациональное познание как опосредованное, языковое отражение действительности. Единство чувственного и рационального в познании.

Проблема истины в научном и философском познании. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины и различные подходы к их определению. Практика как основной и всеобщий критерий истины.

Научное познание и его особенности. Наука как специализированная форма познания. Научное познание - единство знания и деятельности. Объективность и предметность научного познания, его отличие от обыденного, художественного и других способов освоение мира. Специфические признаки научного познания: специализированный язык науки, средства и методы деятельности, системность и обоснованность научных знаний, ориентация на объективную истинность как высшую ценность науки. Значение методологических принципов научного познания.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания, их различие по предмету, методам и формам познания. Эмпирический уровень: методы получения и проверки знаний (наблюдение, эксперимент), методы обработки и систематизации знаний (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Формы знания - научный факт, эмпирические законы.

Теоретический уровень: методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, аксимотизация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.); формы знаний (идеи, принципы, знаковые модели, гипотезы, теории).

Взаимодействие философии и науки в процессе познания природы и общества. Особенности естественнонаучного, технического и социального знания. Общество и человек как объект социального познания. Социальный эксперимент. Роль философских принципов в построении социальной теории. Соотношение исторических и логических методов в социальном познании. Системный подход в обществознании. Наука и нравственность. Этические нормы и ценности науки в прогнозировании и решении глобальных проблем современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: