Рекомендации по работе с литературой

При подготовке к семинарским занятиям, а также в процессе выполнения домашних заданий в виде индивидуальных заданий, в том числе рефератов и курсовых работ повышенной сложности рекомендуется работать со следующими видами изданий:

а). Официальные издания. Публикуются от имени государства и его органов, в том числе зарубежных, это материалы законодательного, нормативного или директивного характера. К ним относятся: тексты законов, постановления и распоряжения, нормативные акты, в том числе местного самоуправления, приказы и инструкции различных ведомств.

б). Научные издания - издания, предназначенные для научной работы и содержащие теоретические, экспериментальные сведения об исследованиях. Они могут публиковаться в форме: монографий, научных статей в журналах или в научных сборниках; в материалах научных конференций;

в). Учебная литература подразделяется на:

- учебные издания (учебники, учебные пособия, тексты лекций), в которых содержится наиболее полное системное изложение дисциплины или какого-то ее раздела;

- справочники, словари и энциклопедии - издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения. Их цель - возможность быстрого получения самых общих представлений о предмете.

Существуют два метода работы над источниками: сплошное и выборочное:

- сплошное чтение обязательно при изучении учебника, глав монографии или статьи, т. е. того, что имеет учебное значение. Как правило, здесь требуется повторное чтение, для того чтобы понять написанное. Старайтесь при сплошном чтении не пропускать комментарии, сноски, справочные материалы, т.к. они предназначены для пояснений и помощи. Анализируйте правовые «формулы» и «графики», старайтесь понять, какие зависимости они отражают;

- метод выборочного чтения дополняет сплошное чтение; он применяется для поисков дополнительных, уточняющих необходимых сведений в словарях, энциклопедиях, иных справочных изданиях. Этот метод крайне важен для повторения изученного и его закрепления, особенно при подготовке к экзаменам или зачетам.

Для того чтобы каждый метод принес наибольший эффект, необходимо фиксировать все важные моменты, связанные с интересующей Вас темой;

- тезисы - это основные положения научного труда, статьи или другого произведения, а возможно, и устного выступления; они несут в себе больший объем информации, нежели план. Простые тезисы лаконичны по форме; сложные - помимо главной авторской мысли содержат краткое ее обоснование и доказательства, придающие тезисам более весомый и убедительный характер. Тезисы прочитанного позволяют глубже раскрыть его содержание; обучаясь излагать суть прочитанного в тезисной форме, вы сумеете выделять из множества мыслей авторов самые главные и ценные и делать обобщения;

- конспект - это способ самостоятельно изложить содержание книги или статьи в логической последовательности. Конспектируя какой-либо источник, надо стремиться к тому, чтобы немногими словами сказать о многом. В тексте конспекта желательно поместить не только выводы или положения, но и их аргументированные доказательства (факты, цифры, цитаты).

Писать конспект можно и по мере изучения произведения, например, если прорабатывается монография или несколько журнальных статей.

Составляя тезисы или конспект, всегда делайте ссылки на страницы, с которых вы взяли конспектируемое положение или факт, - это поможет вам сократить время на поиск нужного места в книге, если возникает потребность глубже разобраться с излагаемым вопросом или что-то уточнить при написании письменных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: