Детский психоанализ

Фрейд А.

Психология Я и защитные механизмы - Пер с англ.—М.: Педагогика, 1993—144 с

Книга Анны Фрейд (дочери и последовательницы З. Фреида) относится к классическим исследованиям заложившим основы детского психоанализа. Развиваемые А. Фрейд идеи о механизмах психологической защиты проявляющихся при столкновении ребенка с социальным миром, открывают пути для понимания процесса становления личности в детстве и оказания ребенку психологической помощи.

Для психологов, педагогов, а также читателей, инт сующихся вопросами практической психологии личностию

.1 Русский перевод, Л1. Р. Гинзбург 199^ © Художественное оформление '

В. И. Сидоренко, 1993 ' © Вступительная статья, А. Г.Асмол^, 1993

Детский психоанализ

Судьба Анны Фрейд (1895—1982), и личная, и профессиональная, неразрывно связана с развитием оригинального направления практической психологии — детского психоанализа. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Анна Фрейд самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни. Ее перу принадлежат такие пользующиеся популярностью труды, как “Введение в детский психоанализ” (1927), “Психоанализ для учителей и родителей” (1931), “Война и дети” (1944), “Норма и патология в детстве” (1966). Широкий спектр исследований Анны Фрейд—почетного доктора Университета Кларка (США) и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971—1980, США). Мировую известность А. фрейд принесла ее работа “Психология Я н защитные механизмы”, открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

“Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?” В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ. Каковы внутренние резервы детского Я в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защит-

ные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фреид по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я, и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем “Эго-психология”.

Книгу А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”, увидевшую свет в 1936 г., ожидала судьба классических работ. Над идеями о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности ребенка оказалось не властно неумолимое- время. Нет сомнения в том, что психологи, педагоги и врачи познакомившись с этой замечательной книгой, откроют для себя одно из самых оригинальных направлений практической психологии—детский психоанализ.

Александр Асмолов, вице-президент Общества психологов

А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: