В рамках неоклассической теории фирма понимается как хозяйствующий субъект, приобретающий ресурсы на рынке и трансформирующий их в продукцию, реализуемую на рынке. Общим в неоклассическом подходе является максимизация прибыли фирмой при следующих основных допущениях:
1. Прибыль определяется как разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги.
2. Фирма рассматривается как принимающий решения субъект.
3. Критерием оценки деятельности фирмы как неделимой единицы выступает только один показатель – показатель прибыли.
4. Принимается рациональность всех действий фирмы как экономического субъекта. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей.
5. Фирма обладает полной информацией относительно положения на рынках товаров и факторов производства.
Основное направление исследования поведения фирмы в рамках неоклассического подхода заключается в поиске оптимальных с точки зрения фирмы и с точки зрения общества объемов производства и цен, фирма рассматривается как черный ящик, не учитываются вопросы внутренней организации фирмы.