Антимонопольная политика в США

Цель антимонопольной политики в США заключается в том, что­бы определять допустимость той или иной практики экономических аген­тов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции; Федеральная торговая


комиссия. К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

1.Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке.

2.Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.

3.Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:

1) незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяю­щими компенсировать их антиконкурентное воздействие. К ним относятся следующие виды взаимодействий фирм:

• горизонтальное фиксирование цен;

• горизонтальный сговор о доле рынка;

• групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);

• договоренность о взаимных продажах и закупках;

• связанные продажи;


• неправильная информация о товаре.

2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе срав­нения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия. Ко второму виду можно отнести такие действия, как:

• регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;

• отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;

• исключительное право покупки или продажи.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема воз­никает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпуска­ют экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изде­лия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного харак­тера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:

• на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);

• на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);

• на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для


товаров длительного пользования);

• на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: