Асимметричный ответ

Совсем не так давно, чтобы создать качественную фонограмму, необходимо было обратиться в коммерческую студию звукозаписи. В таких студиях используется дорогое специализированное оборудование: профессиональные микрофоны, многоканальные микшеры, приборы обработки, цифровые аудиомагнитофоны и многое другое.

Кто бы мог подумать, что в течение нескольких лет ситуация изменится кардинальным образом! Асимметричным ответом монополистам от звукозаписи стала домашняя студия, базирующаяся на персональном компьютере.

Суть ее работы заключается в том, что звуковой сигнал, поступающий с микрофона, трансформируется в цифровую форму в аналого-цифровом преобразователе (АЦП) звуковой карты и записывается на жестком диске компьютера.

Таким образом, АЦП + винчестер = цифровой магнитофон. Стоимость оборудования, перечисленного в левой части равенства, меньше чем стоимость профессионального цифрового магнитофона. Да к тому же магнитофон нужно было бы еще купить, а компьютер у вас и так уже есть. Требования к компьютеру и звуковой карте - предмет отдельного разговора. Пользуйтесь пока теми, которые у вас имеются.

Вместо "железных" приборов обработки (компрессоров, ревербераторов, гармонайзеров и т.п.) в домашних условиях можно использовать виртуальные. Речь идет о средствах, входящих в звуковые редакторы (об одном из них см. здесь). Даже если покупать лицензионный диск, то стоимость программы оказывается намного меньше, чем стоимость комплекта приборов обработки.

Что осталось? Микшер и микрофон.

Микшер предназначен для смешивания и коммутации сигналов от нескольких источников, поканального регулирования уровня громкости, тембра, панорамы и глубины эффектов. Кроме того, микшер позволяет согласовывать уровни выходных сигналов различных источников с чувствительностью устройства записи и управлять свойствами смикшированного сигнала. Простейший аппаратный микшер есть в любой звуковой карте. А среди прикладных программ, поставляемых вместе с ней, вы найдете и виртуальный микшер, обеспечивающий управление микшером реальным.

Большинству микшеров звуковых карт присущи одни и те же недостатки:

  • Микрофонный вход только один;
  • Слишком высок уровень шума на этом входе.

Первый недостаток не столь уж и страшен. Маловероятно, что в условиях домашней студии вы решитесь записывать большой оркестр, а уж одного-двух вокалистов да инструменталиста можно записать и поочередно.

А вот высокий уровень шума - это серьезно. Первопричина шума, прежде всего, таится в самом компьютере. Внутри его корпуса чрезвычайно высока интенсивность электромагнитных излучений, вызванных протеканием высокочастотных токов по бесчисленным электрическим цепям. Эти хаотические излучения наводятся на вход чувствительного микрофонного усилителя, встроенного в звуковую карту.

К счастью, кроме микрофонного входа у звуковых карт есть еще и линейный. Он характеризуется меньшей чувствительностью, значит, в меньшей степени подвержен воздействию шумовых наводок. Чудес не бывает, шумовое напряжение на этом входе такое же, как и на микрофонном, но предполагается, что уровень полезного сигнала, поступающего на линейный вход, значительно больше уровня сигнала с выхода микрофона. Следовательно, отношение сигнал/шум на линейном входе будет больше. Поэтому в целях снижения уровня шума было бы разумно использовать внешний малошумящий микрофонный усилитель. Его задача состоит в усилении сигнала, поступающего с микрофона, до уровня, достаточного для линейного входа. Такие усилители могут выполняться в виде отдельного устройства или входить в состав микшеров. О них мы поговорим в другой раз. Сейчас же речь пойдет о микрофоне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: