Управление персоналом в системе менеджмента качества подразумевает использование нескольких методов управления. К основным из этих методик можно отнести,
во-первых, методы экономические, подразумевающие использование приемов воздействия на сотрудников посредством пропорционального или непропорционального соизмерения и сравнивания результатов работы и имеющихся затрат. Здесь имеют место экономическое стимулирование труда или же, наоборот, санкции, финансирование и операции с кредитами, заработная плата, а также вопросы, связанные с себестоимостью, прибылью и убытками, ценой и многими другими факторами.
Во-вторых, к методам управления персоналом будет справедливо отнести методы и способы организационно-распорядительные, т.е. способы конкретного и прямого воз- действия на персонал, который обычно обязательны и директивны. Такие методы базируются на основаниях дисциплины и ответственно- сти сотрудников, а также более жестких явлениях: власти и принужде- нии. Также могут документально фиксироваться функции сотрудни- ков. Наконец, существуют еще группы социальных и психологических методов, т.е. это мотивация к труду и поощрения сотрудников именно в моральном и психологическом аспектах, социальное планирование и другие методики.[5]
|
|
Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение персонала в деятельность по улучшению качества, что дает воз- можность предприятию более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки своих сотрудников. Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством и специально вы- строенная система стимулирования повышают удовлетворенность сотрудников, и соответственно, позитивно влияют на результаты их деятельности. Планирование карьерного роста и обучение персонала так- же направлены на повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Таким образом, при внедрении, развитии, совершенствовании СМК предприятия, целесообразным является процесс повышения использования трудового потенциала компании, в рамках которого реформированию подвергаются такие направления менеджмента персонала, как:
планирование трудовых ресурсов;
поиск и отбор работников; подготовка и переподготовка кадров;
оценка результативности труда и мотивация;
оценка удовлетворенности персонала, что положительно от-ражается на составляющих элементах инновационного потенциала компании.
Персонал – это личный состав организации, включающий всех наемных работников и работающих собственников и совладельцев. Его численность зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации и автоматизации.
|
|
Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников по какому-либо признаку, чаще всего – по характеру трудовых функций; также различают структуры: половозрастную, квалификационную, по стажу, по уровню образования, – и все эти признаки характеризуют качество персонала и находят отражение в понятии «трудовой потенциал».
Трудовой потенциал – это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Таким образом, основными компонентами трудового потенциала работника являются:
психофизиологическая составляющая (состояние здоровья, работоспособность, способности и склонности человека, тип нервной системы и т. п.);
квалификационная составляющая (уровень образования, объем специальных знаний, трудовые навыки, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм);
личностная составляющая (отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентиры, мотивированность, нравственность и др.);
социально-демографическая составляюящая (пол, возраст, семейное положение и др.).
Именно поэтому трудовой потенциал является одним из критериев качества персонала, с одной стороны, и определяется качеством персонала – с другой.
Системный подход предполагает создание системы, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых в соответствии с функциями различных структурных подразделений организации.
В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может быть применим как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в целом.
В настоящее время наиболее актуальные концепции управления персоналом (такие, как стратегически ориентированная и системно ориентированная) базируются на принципах системного подхода. Использование системного подхода предопределяют следующие предпосылки:
интеграция научных знаний, рост междисциплинарных проблем;
комплексность проблем, необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
рост количества связей между объектами, усложнение структуры объектов;
динамичность изменяющихся ситуаций;
дефицитность ресурсов;
глобализация конкуренции, кооперации, стандартизации и т. д.
Основными современными задачами управления персоналом являются:
обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
эффективное использование мастерства и способностей персонала;
совершенствование системы мотивации персонала;
повышение уровня удовлетворенности трудом;
создание благоприятного морального климата;
управление внутрифирменным движением персонала;
совершенствование методов оценки персонала;
влияние на творческую активность персонала;
обеспечение высокого уровня жизни работников и т. д.