double arrow

ЛЕКЦИЯ 26.12.11

Классификация методов ИСУ

Методы исследования систем управления

Подходы к исследованию систем управления

Это набор принципов и правил позволяющих осуществить выбор методов исследования

Подходы:

1. Системный. Базовый и это значит что все остальные подходы используются при условие выполнения принципов системного подхода.

2. Комплексный. Комплексный подход предполагает учитывать результаты анализа внешней среды. Решение выявленной проблемы с учетом все ее аспектов.

3. Интеграционный. Объединение всех элементов управления для усиления взаимодействия.

4. Маркетинговый.

5. Инновационный

5.1. Анализ возможности проведения НИиОКР

5.2. Анализ возможности внедрения результатов НИиОКР

5.3. Анализ возможности вывода на рынок новой продукции

6. Ситуационный подход. Объекты анализа

6.1. Структура управления

6.2. Стратегия организации

6.3. Методы управления

6.4. Стиль руководства

6.5. Технология производства

6.6. Внешняя и внутрення среда

7. Нормативный подход

7.1. Целевая направленность

7.2. Функциональная направленность

7.3. Социальная направленность

8. Поведенческий подход

9. Процессный подход.

10. Моделирование.

11. Эмпирический подход. Опытный

12. Анализ межличностный отношений и группового поведения

13. Подход формирования корпоративной культуры

Системный подход — это направление методологии научного познания и практической деятельности в основе которого лежит исследование объекта как сложной целостной кибернетической соц-эк системы

Системный анализ — это комплекс исследований направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации а так же выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно хозяйственной системы организации.

Принципы системного анализа:

1. Целостность

2. Иерархичность строения

3. Структуризация.

4. Множественность

Методы ИСУ — это способы, приемы для получения или проведения достоверных и полных результатов исследования проблемы

1. По способу и источнику получения информации об исследуемых объектах

1.1. Теоретические методы

1.1.1. Формализация

1.1.2. Моделирование

1.1.3. От абстрактного к конкретному

1.1.4. Аксиоматизация

1.1.5. Идеализация

1.2. Логик интуитивные методы

1.2.1. Экспертные методы. Матрица SWOT анализ является разновидностью экспертных методов

1.2.1.1. Проблемы хорошо обеспеченные информацией. Найти решение близкое к истине

1.2.1.2. Принцип «хорошего измерителя». Проблемы в отношение которых знаний не достаточно по этому должна применяться качественная обработка

1.2.2. Методы сценариев. Подготовки и согласование представлений по проблеме или анализируемом объекте

1.2.2.1. Метод согласованных мнений

1.2.2.2. Метод повторяющегося объединения независимых сценариев

1.2.2.3. Метод взаимных влияний событий

1.2.3. Дерево целей. Критерий показатель позволяющий оценить степень достижения цели. На основе дерева целей строится дерево решений. Взаимоисключающие если число альтернатив равно число решений. Совместимые если число альтернатив равно числу допустимых комбинаций решений.

1.2.3.1. Качество изделия. Дерево критериев

1.2.3.1.1. Функциональные возможности

1.2.3.1.2. Показатели

1.2.3.1.2.1. Технические

1.2.3.1.2.2. экономические

1.2.3.1.2.3. Экологические

1.2.4. Эвристические методы. Нестандартные решения

1.2.5. Деловые игры. Метод имитации для принятия управленческих решений в различных ситуация. Имеют свой сценарий и

1.2.5.1. Средство анализа системы управления

1.2.5.2. Как средство подготовки специалистов

1.2.6. Морфологические методы (структурные)

1.2.7. Постановка проблем

1.2.8. Доказательство

1.2.9. Конструирование гипотез

1.3. Методы формализованного представления систем управления

1.3.1. Аналитические методы

1.3.2. Статистические методы

1.3.3. Теоретико-множественные логические лингвистические семиотические представления

1.3.4. Графические методы

1.3.4.1. Теория графов. Разновидности сетевых моделей

1.3.4.1.1. Сетевая модель в терминах событий

1.3.4.1.2. Сетевая модель в терминах работ и событий

1.3.4.1.3. Сетевая модель в терминах работ

1.4. Комплексно комбинированные методы

1.4.1. Абстрагирование

1.4.2. Анализ и синтез

1.4.3. Дедукция и

1.4.4. Декомпозиция и композиция

1.4.5. Функционально стоимостной анализ

1.5. Методы исследования информационных потоков

1.5.1. Метод инвентаризации

1.5.2. Метод типических групп. Регистрации подлежит не каждый документ а определенный тип документов

1.5.3. Графический метод

2. Классификация методов ИСУ по направлениям их использования

2.1. По сбору информации

2.1.1. Анкетирование

2.1.2. Изучение документов

2.2. Методы обработки и анализа информации

2.2.1. Системный анализ

2.2.2. Экономический анализ

2.2.3. Экспертно аналитические

2.2.4. Структуризация целей

2.2.5. Нормативный

2.2.6. Балансовый

2.2.7. Корреляционный факторный анализ

2.3. Методы формирования решений

2.3.1. Методы обследования

2.3.2. Обработки и анализа информации

2.3.3. Методы формирования решений

2.3.3.1. Метод аналогий

2.3.3.2. ФСА

2.3.3.3. Творческих совещаний

2.3.3.4. Морфологический анализ

2.3.3.5. Экспертно аналитический

2.3.3.6. Моделирование

2.3.3.7. Параметрический

2.3.3.8. Блочный

2.3.4. Методы обоснования решений

2.3.4.1. Метод аналогий

2.3.4.2. Сравнений

2.3.4.3. Экспертно аналитический

2.3.4.4. ФСА

2.3.4.5. Моделирование

2.3.5. Методы реализации решения

2.3.5.1. Обучение

2.3.5.2. Переподготовка и повышение квалификаций

2.3.5.3. Привлечение общественных организаций

3. Эмпирические методы ИСУ

3.1. Методы наблюдения

3.2. Метод изучения первичной документации

3.3. Метод сравнения

3.4. Метод измерения

3.5. Нормативный метод

3.6. Метод эксперимента. Эксперимент это контролируемый и управляемый способ исследования объекта и предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленное воздействие на объект в искусственно созданных моделируемых или реальных условиях.

3.7. Традиционный метод.

3.8. Расчетный метод

Матрицы:

1. БКГ

2. МакКензи

Методы ИСУ. Еще

1. Абстрактно-логические. Сетевое планирование

2. Рефлексивные методы.

3. Параметрический метод ИСУ – считается наиболее объективным и основывается на количественном и качественном описании исследуемых свойств системы управления (объекта исследования) и установления взаимосвязей между параметрами как внутри управляющей, так и управляемой подсистем, а также между ними. Это позволяет с помощью выбранных параметров на основе фактических данных описать состояние объекта. Зависимости между параметрами могут быть, как функциональными (значению аргумента полностью соответствует значение функции) так и корреляционными.

Свойства системы управления – объективная особенность системы проявляющаяся при ее создании или функционировании. Свойства делятся на

a. Простое. Численность, срок службы тех средств.

b. Сложное. Соотношение простых или сложных свойств. Производительность труда: выработка и трудоемкость.

Любое свойство можно охарактеризовать словесно, графически, виде таблицы, функции то есть с помощью признаков свойства.

Признак системы – качественная и количественная характеристика свойств системы.

К качественным признакам относятся:

1. Тип ОСУ

2. Метод оценки качества СУ

Количественно свойства объекта исследования характеризуют параметры

Частным случаем параметра системы управления является показатель.

Показатель – количественная характеристика свойств системы входящих в ее состав элементов, рассматривается данная характеристика применительно к определенным условиям создания и функционирования системы. Большинство параметров являются функциями.

Виды параметров и признаков:

1. Количественные параметры (частный случай показатели)

1.1. Абсолютные. Численность затраты

1.2. Относительные. Темпы роста

2. Качественные. Это способ воздействия на управляемый объект

3. Номинальные признаки (параметры) характеризующие те свойства системы которые не могут принимать участие в оценке но позволяют отнести исследуемый объект к определенному классу безотносительно к проведению оценки

4. Порядковые (ранговые) позволяющие качественно отличать исследуемые объекты.

Классификация показателей.

1. По количеству характеризуемых свойств

1.1. Единичные показатели СУ - показатели относящиеся только к одному из свойств системы управления. Разновидность единичного показателя это отношение единичного показателя к нормативному (базовому)

1.2. Нормативный (Базовый показатель) – эталонный, принятый за исходный показатель при сравнительных оценках системы управления.

1.3. Комплексный показатель

1.3.1. Групповой показатель – это комплексный показатель системы управления относящийся к определенной группе ее свойств.

1.3.2. Интегральный показатель – комплексный показатель отражающий суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ к суммарным затратам на создание и эксплуатацию

1.3.3. Обобщенный показатель системы управления – комплексный показатель относящийся к той совокупности свойств системы управления по которой принято решение оценивать систему

2. По способу выражения

2.1.1. Размерные.

2.1.2. Безразмерные

3. По методу определения

3.1.1. Социологические

3.1.2. Эмпирические

3.1.3. Экспертные

3.1.4. Расчетные

4. По влиянию их на качество при изменение абсолютного значения показателя

4.1.1. Позитивные

4.1.2. Негативные

5. По видам ограничения

6. По стадии определения

6.1.1. Исследовательско-проектные

6.1.2. Эксплуатационные

7. По применению для оценки

7.1.1. Базовые

7.1.2. Относительные

8. По отношению к различным свойствам

8.1.1. Эффективность

8.1.2. Гибкость

Группы показателей системы управления

1. Для оценки организации

2. Для оценки организации производственной системы

3. Для оценки организации управляющей подсистемы

4. Для организации обеспечивающей подсистемы управления

5. Для оценки организации линейной системы управления

Оценка качества системы управления рассматривается

1. Как объект оценивания и процесс оценивания

2. Как результат оценивания.

Сумма эффекта на рубль затрат

Рубль затрат на единицу эффекта

Выработка объем труда деленный на численность

Трудоемкость продолжительность выполнения объема умножить на численность


Сейчас читают про: