Основные положения и системные принципы

Система – это организованное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, обнаруживающих комплексное единое целое. Например, система гор, рек, солнечная система, система кровообращения, транспортная система, экономическая система, план, метод, порядок, устройство и т.п. (Джонсон Р., 1971).

Строение, морфологию системы, ее поведение и функционирование характеризуют: иерархичность и многоуровневость (рис. 2.2). В наиболее общем виде системы делятся на: материальные и абстрактные (идеальные). Общая теория систем классифицирует материальные системы как закрытые и открытые.

Рис. 2.2. Основные характеристики и классификации СУ

Джонсон Р. и др., (1971) сформулировали два подхода к созданию общей теории систем:

1) выбор явлений, касающихся одновременно различных дисциплин, и построение отражающих эти явления общих моделей;

2) построение иерархии уровней сложности для основных типов сис­тем в реальных различных областях. При этом необходимо определить степень абстрагирования при представлении каждого уровня иерархии.

Рассмотрим второй подход, основанный на иерархии уровней, бо­лее детально, так как он приведет к понятию системы систем, при­меняемому в большинстве предпринимательских и других организаций, которые в виде девяти уровней сформулировал Боулдинг Кеннет (1956). Уровни систем Боулдинга:

1) первый уровень – уровень статистической структуры или «уровень оснований» – география и анатомия вселенной;

2) второй уровень иерархии систем представляет собой уровень простой динамической системы с предопределенными, обязательными движениями – уровень «часового механизма». Большая часть теоретических положений в физике, химии и даже в экономике относится к этой категории;

3) третьим является уровень «механизма управления» или, другими словами, кибернетических систем – уровень «термостата»;

4) четвертый уровень – «открытая система», самосохраняющаяся структура. Этот уровень, на котором живое начинает отличаться от неживого, может быть назван уровнем клетки;

5) пятый уровень можно назвать генетически-общественным. Он олицетворяется растением и доминирует в эмпирическом мире ботаника;

6) шестой уровень – уровень «животных». Трудности предсказания поведения этих систем возрастают из-за того, что между воздействием и реакцией на него вклинивается образ;

7) следующий уровень рассматривает отдельного человека как систему и называется «человеческий». Кроме всех или почти всех характеристик «животных» систем человек обладает самосознанием. Способность говорить – возможность создания, восприятия и интерпретации сложных символов в противовес такому простому символу, как предостерегающий крик животного, – наиболее четко отличает человека от его «низших» собратьев;

8) общественные институты;

9) трансцендентальные[9] системы. Боулдинг Кеннет (1956), вероятно, понимает под этим термином системы, которые не могут быть, по его мнению, познаны или еще не познаны.

Роль общей теории систем для предпринимательской деятельности заключается в том, чтобы облегчить понимание сложной окружающей обстановки, другими словами, если можно создать хорошо продуманную систему, в пределах и на основе которой руководители должны принимать решения, то процесс принятия решения упрощается.

Существует несколько трактовок системных принципов, различающихся степенью дифференциации. Например, Ю.И. Черняк (1975) предлагает 10 принципов. Приведем самый короткий список, состоящий из шести основных принципов – системных принципов [10] (рис. 2.3):

целостность;

структурность;

обусловленность поведения системы;

взаимозависимость структуры и среды;

иерархичность;

множественность описания[11].

Рис. 2.3. Идентификация СУ на основе системных принципов

Целостность понимается как целостность свойств системы, т.е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого и зависимость каждого от его места, функций внутри целого.

Структурность – это возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы. Имеется в виду обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

Взаимозависимость структуры и среды –система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.

Иерархичность обусловлена тем, что каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы.

Множественность описания системы основана на принципиальной сложности каждой системы, ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы[12].

Целесообразно выделить еще один системный принцип – принцип самоорганизации. Самоорганизация – целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы [13]. Самоорганизация и основанная на ней эволюция заложены в самом «фундаменте здания материи» и рассматриваются в рамках синергетики [14]. В рамках синергетики выделяются три фундаментальных принципа, или свойства самоорганизующихся систем [15]:

1) инвариантность – это свойство инвариантности, по У.Р. Эшби, состоит в том, что, хотя система претерпевает последовательные изменения, некоторые ее свойства (инварианты) сохраняются неизменными. Система, несмотря на беспрерывное изменение, будет оставаться в корреляции с исходной системой;

2) структурная устойчивость – на всех без исключения структурных уровнях материи установлено, что процессы самоорганизации подчиняются принципу Ле-Шатье (1983), т.е. внутри системы, если она подвергается какому-либо внешнему воздействию, возникают процессы, направленные на то, чтобы подавить, нейтрализовать это внешнее воздействие. Именно так себя проявляет закон роста энтропии в некоторых локальных замкнутых системах;

3) единство и борьба энтропии [16] и негэнтропии [17] и возрастание информации. Рост информации в борьбе с энтропией – единый критерий понимания прогрессивного развития материи. Высшим проявлением этой борьбы является смена тенденции минимизации информации, присущей биологическим системам, оптимизацией информации, присущей только социальной форме движения (Югай, 1985). Это позволяет рассматривать структуры физические, социальные и др. под одним углом зрения – одинаковой динамики изменений.

Использование основных системных принципов в практическом плане позволяет идентифицировать части системы и рассматривать их как относительно самостоятельные системы в рамках большей (рис. 2.3). Например, отдел или цех организации может рассматриваться как система, поскольку к ним применимы шесть основных системных принципов.

2.2.2. Понятие «система управления»

Среди специалистов в области управления имеет хождение ряд формулировок понятия «система управления» (И. Ансофф, О.С. Вихан­ский, А.И. Наумов, Д.М. Розенберг, Р.А. Фатхутдинов и др.). Наиболее емкой, на наш взгляд, является следующая[18]: система управления – это совокупность элементов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования информации в процессе реализации концепции управления, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации.

Критерием принадлежности некой системы к системе управления может служить следующее положение: если данная система является неотъемлемой частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управлен­ческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления (Виханский и Наумов, 1996). То есть, управление может осуществляться только в том случае, когда сущест­вует реально действующая система, решающая задачи управления.

Г. Эмерсон утверждал, что «правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гения …». Современные принципы управления или принципы управления организацией, определяющие требования к системе, структуре и организации процесса, в наиболее полном виде сформулировали Г. Кунц и С. О’Дон­нел (1981). Наиболее важные из них:

1) оптимального сочетания централизации и децентрализации;

2) коллегиальности;

3) научной обоснованности;

4) плановости;

5) сочетания прав, обязанностей и ответственности;

6) частной автономии или свободы действий;

7) иерархичности и обратной связи.

В последние годы получили распространение принципы глобального управления качеством [19], зафиксированные в новой редакции стандартов серии ИСО 9000:2000, определяющие философию управления и позво­ляющие достигнуть цели качества. Это восемь следующих принципов:

1) фокус на потребителя;

2) руководство;

3) вовлечение всех работников;

4) процессный подход;

5) непрерывные улучшения;

6) системный подход к управлению;

7) подход к принятию решений на основе фактов;

8) взаимовыгодные отношения как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

В рамках управления качеством проводится непрерывный мониторинг и анализ бизнес-процессов, который ориентирован на совершенствование:

· взаимоотношений с клиентами;

· внутрихозяйственной деятельности;

· финансового обеспечения;

· инновационной деятельности, развития организации и обучения персонала.

Выше отмечалось, что в самом общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия между двумя участниками, один из которых в этом взаимодействии – субъект управления, а второй – объект управления (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Субъект и объект управления

Два момента характеризуют взаимодействие между субъектом и объектом управления:

1) субъект управления направляет объекту управления импульсы взаимодействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Эти импульсы чаще всего называются управленческими командами;

2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

В процессе взаимодействия необходимо наличие у субъекта управле­ния потребности и возможности управлять, а также наличие у объекта управления готовности и возможности выполнять команды, которые формируют отношения управления (Виханский и Наумов, 1996).

В рамках организации субъектом управления, то есть носителем власти, является руководитель, который в силу принятой в организации концепции управления (уровня централизации и децентрализации) может делиться полномочиями и ответственностью с нижестоящими по управленческой иерархии руководителями.

Что же касается СУ, то в качестве объектов управления могут выступать подразделения организации, специалисты, писаные и неписаные правила функционирования организации, используемые в процессе производства ресурсы и т.д.

2.2.3. Виды и основные параметры систем управления.
Место и роль системы управления в организации

Системы управления, как об этом уже говорилось, имеют два вида: открытые и закрытые. Основное различие между этими двумя видами систем управления заключается в том, что в закрытых системах блок управления является составной частью той системы, которой он управляет, а в открытых не является. Примером открытой системы может служить кухонный вентилятор. Управляющее воздействие (в данном случае включение и выключение вентилятора в соответствии с необходимостью) создается за счет энергии человека или какого-то прибора, который не входит в состав вентилятора. В этом качестве, скажем, может выступать некий часовой механизм.

Эффективность работы открытой системы в значительной мере зависит от свойств, которыми обладает управляющее устройство. Если система управляется человеком, ее эффективность зависит от человека.

Если на процесс управления большее влияние оказывает ход самой управляемой операции, чем влияние внешней среды, то такая система является закрытой. Классический пример управляющего устройства такого типа – комнатный обогреватель с термостатом, автоматически регулирующим температуру по установленным заранее параметрам. Для закрытых систем характерно наличие обратной связи. Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию. Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Принцип обратной связи основан на обратном воздействии результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может быть главной (внешней) и внутренней (местной), а также отрицательной и положительной. Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

Открытые и закрытые СУ могут быть классифицированы в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе. Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами. Известна классификация СУ в зависимости от характера управляющего воздействия:

· программная или жесткая;

· регулируемая;

· саморегулирующаяся;

· адаптивная.

Программные или жесткие – это такие СУ, в которых существует и действует единственная прямая связь между субъектом управления и объектом управления, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению. Ее разновидностью является административно-командная система. Регулируемая система использует информацию о реакции объекта на управление, административные и экономические методы управления, интересы людей. Саморегулирующиеся – это такие СУ, в которых регулирование осуществляется без вмешательства внешних сил. Адаптивные СУ – это открытые системы, где объект управления подвержен возмущающему воздействию среды и реагирует на них адекватно; субъект управления находится за пределами объекта или является вышестоящим по отношению к нему.

Можно также классифицировать процессы управления в зависимости от того, в какой точке системы вырабатывается управляющее воздействие. На одном полюсе такой классификации находятся системы, имеющие либо устройства типа «черного ящика»[20], либо людей, которые способны непосредственно в месте возникновения первичной информации воспринимать ее, сравнивать с эталонами и корректировать отклонения; на другом – системы, где все управление сосредоточено в центре. При этом информация по каналам обратной связи поступает от периферийных точек в центр. Из центра, когда это необходимо, к месту выполнения операции передается корректирующее воздействие. В системе, включающей людей, управление может быть децентрализовано только в том случае, если цели ее периферийных элементов согласованы с целями всей организации. Это означает, что лица, принимающие участие в управлении, должны усвоить цели и задачи системы (Джонсон Р. и др., 1971).

Известны следующие основные параметры системы [21]:

· структура;

· организованность;

· связь;

· состояние системы;

· поведение системы (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Основные параметры системы

Рассмотрим их подробнее.

Структура – это совокупность элементов системы, а также устойчивых связей между ними, определяющая ее основные свойства. В общем виде структура включает в себя подсистемы, элементы, компоненты. Организованность здесь рассматривается как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей системы, проявляющаяся в ограничении разнообразия их состояний в рамках системы. Связь – это форма взаимных ограничений, накладываемых на поведение частей целого; при отсутствии ограничений связь тоже отсутствует.

Состояние системы – это известный вектор значений некоторых параметров, характеризующих систему в данный момент времени t, или статическая характеристика:

C(t1) = {P(t1), L(t1), S(t1), N(t1)...}, (2.1)

где P(t1) – мощность производства;

L(t1) – количество рабочих;

S(t1) – себестоимость;

N(t1) – объем выпуска.

Поведение системы – это совокупность действий, изменений исследуемой системы, ее реакций на внешние воздействия, режимы жизнедеятельности. Поведение системы – это динамическая характеристика системы:

П = f(t, Q), (2.2)

где Q – совокупность некоторых параметров, отобранных для анализа исследуемого объекта, необходимых и достаточных для его характеристики. Они влияют на устойчивость системы: если значения параметров выходят за рамки допустимого, то система рушится.

Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию.

Оценка роли и места СУ с позиций управленческого процесса характерна для О.С. Виханского и А.И. Наумова (1996). СУ организацией осуществляет определенного типа взаимосвязанные действия по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. СУ – это подсистемы, подразделения и специалисты. Управление эквивалентно всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. Содержание, набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

· типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.);

· размеров организации;

· сферы ее деятельности (производство рыночных и нерыночных товаров, работ и услуг);

· уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, сред­ний уровень, нижний уровень управления);

· функций организации (производство, маркетинг, кадры, финан­сы) и еще от многих других факторов.

Р.А. Фатхутдинов (1997) рассматривает СУ как совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую в рамках сложившейся организационной структуры. Однако он не рассматривает отдельно субъект и объект управления. Он выделяет 13 подходов, раскрывающих разные аспекты менеджмента и дополняющих друг друга:

· системный; · комплексный; · интеграционный; · маркетинговый; · функциональный; · динамический; · воспроизводственный; · процессный; · нормативный; · количественный; · административный; · поведенческий; · ситуационный.

Итак, управленческая деятельность – это не только и не столько динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления. Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике, функциях и динамике (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Система управления в системе связей и отношений управления

«Статика» СУ здесь рассматривается как одномоментный срез в виде пространственной ее структуры или каркаса организации. В процессе деятельности СУ структура обеспечивает реализацию «функций», и эта же структура обеспечивает стабильность осуществления «процесса» управле­ния или преобразования «входа» (ресурсов) в «выход» (продукцию).

В то же время в статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации.

В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: