Несмотря на огромное разнообразие в использовании всевозможных интервалов, в классико-романтической гармонии просвечивают основные, достаточно четкие принципы их употребления, с ясной функциональной дифференцированностью основных, узловых предназначений того или иного типа интервалики. Чтобы ясно различить указанные функции интервалики в общей системе гармонического мышления, необходимо упростить и схематизировать массу явлений, выделив наиболее важные моменты.
Тогда получаем следующее распределение общих функций основной интервалики:
1. | Унисон 1: 1 (и октава 2: 1) | = | основной тон, тональное единство, тоника* |
2. | Квинты 3: 1 (3: 2; и кварта 4: 3) | = | тональные функции D, S |
3. | Терции 5: 1 (= 5: 4; также малая терция 6: 5; и сексты) | = | аккорды (в том числе септаккорды) |
4. | Секунды (разных видов; но не септимы!) | = | мелодика, неаккордовые звуки |
* Как уже было указано в главе 3, постоянство ощущения одного и того же тона в качестве центрального есть его самотождественность, сохраняемая во временном развертывании лада. Ощущение его как того же самого означает повторение его на той же высоте, то есть в отношении унисона (1: 1).
В определенной мере подобная дифференциация свойственна и более ранним стилям гармонии.
Относительная, но удивительно последовательно соблюдаемая строгость интервальной дифференциации, вероятно, связана с одной из центральных идей времен венских классиков — с рационализмом эпохи европейского Просвещения.
Литература
1. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 2. М., 1925. Гл. 2.
2. Мясоедов А. Я. Учебник гармонии. 2-е изд. М., 1983 (1-е изд. М., 1980). Гл. 7.
3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. III, разделы «Неаккордовые звуки» и «Мнимые аккорды».
4. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1-2. М., 1976-1977.
ГЛАВА 6. ПЕРВИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ УСТОЙ: ОРГАННЫЙ ПУНКТ