ВАЖНО:
1. оценивать не личность ребенка, а его поведение (поступки). Если же оценка имеет негативный окрас, ее необходимо сообщать ребенку без присутствия третьих лиц, и с подробным разъяснением, почему оценка поведения или ситуации именно такая. Это научит ребенка анализировать свое поведение и корректировать его;
2. выстраивать взаимоотношения с детьми не в системе «взрослый – ребенок», а в системе «равный равному» при этом важно соблюдать разумную дистанцию - для того, чтобы общение не переходило в «панибратство»;
3. внимательно следить за дисциплиной в отряде, служить примером того, как нужно поступать, начиная с подъема, зарядки, организационных моментов в столовой (например, не выносить еду из столовой) и заканчивая проявлением уважительного отношения друг к другу (мальчики открывают дверь для девочек, вежливое общение со взрослыми);
4. внимательно относиться к просьбам и словам детей, не отмахиваться от «маленьких» детских проблем (Яна поссорилась с Машей, а вожатый отвечает «Ничего страшного, ведь никто же не умер!»);
|
|
5. проявлять тепло в общении с детьми и заинтересованность их жизнью;
6. важно быть внимательным, запоминать всю информацию и при первой возможности передавать ее напарнику;
7. заранее продумывать и планировать свою работу, «самая лучшая импровизация – это подготовленная импровизация»;
8. помогать детям и подпитывать в них стремление к саморазвитию интеллектуальному, творческому, физическому;
9. проявлять внимание к КАЖДОМУ ребенку, даже если он из чужого отряда;
10. вносить конструктивные предложения или высказывать идеи о том, как можно сделать так, чтобы было лучше и интереснее;
11. признавать свои ошибки и исправлять их;
12. использовать каждую минуту для общения с детьми и максимально на свежем воздухе;
НЕЛЬЗЯ:
1. допускать грубости (физической либо словесной) в общении с детьми и между детьми, что является прямым нарушением их прав;
2. наказывать ребенка трудом или физическими упражнениями;
3. создавать необоснованные стрессовые ситуаций для детей или коллег;
4. заниматься личными делами в рабочее время (например, общение по телефону);
5. создавать систему двойных стандартов «Вам нельзя – вы еще маленькие, а мне можно – я вожатый», «Девочкам нельзя, а мальчикам можно», «Сегодня нельзя, а завтра можно»;
6. показывать детям усталость и плохое настроение;
7. искусственно нагнетать «нежелание уезжать из лагеря и расставаться с отрядом»;
8. заводить личные отношение ни с коллегами, ни тем более с детьми во время работы на смене;
9. выяснять отношения или решать проблемы в присутствии детей;
10. обсуждать детей, коллег или решения Администрации;
11. обманывать детей и не оправдывать их доверия.