Тема 6. Психологические особенности больших социальных общностей

Проблема группы в социальной психологии. Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система совместной деятель­ности. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной пси­хологии. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Общности и группы. Психологические признаки общности, возникнове­ния "Мы" - чувства. Группы и организации. Феномен "группового сознания. Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессио­нально-производственные группы, группы-организации, национально-этни­ческие группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, со­циально-демографические и др. Взаимосвязь групповых потребностей, форм деятельности и поведения и форм групповой психологии. Понятие общественной психологии. Структура психологии больших социальных групп. Динамические и ста­тические элементы в психологии больших социальных групп. Психологические осо­бенности этнических групп. Методологические принципы исследования в этнопсихологии. Зависимость осознания этнической принадлежности от соци­ально-исторических условий существования этнических групп. Психология наций. Содержание понятий "психологический склад нации" и "национальный характер". Проблема этноцентризма. Понятие "этнического стереотипа". Относительность и исторический характер национальной пси­хологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального. Задачи, методы и результаты этнопсихологических исследований. Психология межэтнических отношений.

Тема 7. Методологические проблемы исследования малых групп в социальной психологии

Понятие "малой группы". Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, группы членства и референтные группы и т.д. Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хотторнские экспери­менты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракцио­нистский подход, психоаналитический подход (В. Байон), социаметрическое направление, деятельностный подход. Вклад А.С. Макаренко в развитие учения о малой группе и коллекти­ве. Стратометрическая концепция деятельностного опосредования межлич­ностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского). Программо-ролевой подход к исследованию научного коллектива в ра­ботах
М.Г. Ярошевского.

Тема 8. Основные процессы динамики малых групп

Структура малой группы. Собственно групповые и личностные компо­ненты структуры малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Меха­низмы формирования малых групп. Основные теоретические модели развития малой группы. Двухмерные (Б. Такмен) и одномерные (Мабри) модели развития малой группы о соотно­шении деловой (инструментальной) и экспрессивной (эмоциональной) сфер жизнедеятельности малой группы. Феномен группового давления. Соотношение понятий "конформность" и "внушаемость". Проблема групповой сплоченности в социальной психологии. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии. Под­ход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностно­го опосредствования групповой активности. Методы изучения групповой актив­ности в рамках нового подхода.

Постановка проб­лемы коллектива в отечественной социальной психологии.
А.С. Макаренко о признаках коллектива. Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л. Уманский). Использование идеи деятельностного опосредствования групповых процессов для определения уровня развития коллектива. Взаимосвязь уровня развития совместной дея­тельности и межличностных отношений в коллективе. Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно - ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и т.д. Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: