Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыли. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. ЦП может состоять из нескольких центров затрат (предприятия, входящие в состав объединения имеют цехи, участки).
Поскольку управляющие ЦП несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по ЦО для оценки ЦП, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ ЦП=ЧИСТАЯ ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ – ПРОИЗВ. С\С РП
Чистая выручка от продаж=выручка от продаж на сторону + выручка от продаж другим ЦР по трансфертным ценам – скидки и возврат
Производственная с/с = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного ЦО.
|
|
Отчетность ЦП может быть расширена до показателя операционной прибыли.
ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ЦП
Операционные расходы – расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы осуществляет предприятие в целом). Операционные расходы, относимые на ЦП можно разделить на прямые и косвенные (нельзя непосредственно увязать с ЦП). Тогда в отчет о прибыли можно ввести промежуточный показатель – остаточный доход.
Показатели Центр А Предприятие
1. Чистые продажи Х Х
2. Производственная себестоимость реализованной продукции Х Х
3. Валовая прибыль Х Х
4. Прямые операционные расходы Х Х
5. Остаточный доход Х Х
6. Косвенные операционные расходы Х
7. Операционная прибыль Х
8. Расходы на выплату процентов Х
9. Прибыль до налогообложения Х
10. Налог на прибыль Х
11. Чистая прибыль Х
Отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие величины затрат и поступлений центров прибыли – второй уровень внутрифирменной управленческой отчетности.