Задачей естественного и искусственного освещение зданий является исследование условий, определяющих создание оптимального светового режима в помещениях согласно протекающим в них функциональным процессам, а также обеспечение архитектурной выразительности городов, отдельных зданий и сооружений.
Освещение должно быть комфортным для зрения в городском пространстве и в помещениях, так как освещение связано главным образом с обеспечением благоприятной видимости и восприятия архитектурных форм, пространства и объектов человеком.
Хороший световой режим необходим для большинства зданий. Он создается обеспечением необходимой освещенности, равномерным освещением объекта или помещения, оптимальным яркостным контрастом между объектом и фоном, а так же отсутствием блескости. Существенное влияние на качество светового режима оказывают спектральный состав света, цвет ограждающих конструкций и цвет оборудования.
Оптимальный световой режим в помещениях необходим как мера создания нормальных условий труда, но и как фактор, имеющий большое санитарно-гигиеническое значение для органов зрения и благоприятного влияния на психику человека.
|
|
Для архитектурной выразительности городов, отдельных зданий, сооружений и помещений применяется естественное и искусственное освещение, которое одновременно выполняет экологическую, эстетическую и экономическую функцию.
Обеспечение светового комфорта достигается за счет рационально выбранных количественных и качественных характеристик естественного и искусственного освещения, которые контролируются нормами освещения.
Значительную роль при решении задач, связанных с освещением, играет экономическая целесообразность, связанная с учетом эксплуатационных расходов на его содержание, так как всякое излишнее увеличение площади световых проемов приводит к повышению эксплуатационных расходов на отопление, ремонт и очистку остекления. Кроме того, при больших площадях остекления появляется опасность перегрева помещений в летний период время, особенно для южных районов.
Разработка проекта освещения осуществляется следующим образом:
- с учетом особенностей зрительной работы выбирают необходимые нормативные уровни освещенности;
- определяют спектр и динамику освещения, обеспечивающие требуемую цветопередачу и эмоциональную атмосферу;
- устраняют или ограничивают ослепленность и дискомфорт, возникающие при попадании в глаза прямых или отраженных лучей солнца или источников искусственного света;
- выбирают расположение световых проемов, осветительных приборов и отделочных материалов, которые обеспечивают комфортное распределение яркостей и цвета в пространстве;
|
|
- решают задачи, связанные с созданием архитектурного светового образа, который возникает в результате взаимодействия архитектурного объекта и света.
В интерьерах архитектурный световой образ зависит от функционального назначения помещений. В зрительных залах этот образ должен создавать впечатление праздничности и торжественности; в музеях и картинных галереях - ощущение отрешенности от внешнего мира и сосредоточенности; в производственных помещениях - иллюзию естественности световой среды.
Примерами достигнутой гармонии архитектуры и света служат древнегречские и древнеримские сооружения. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. С помощью света и тени утверждалась его структура и, прежде всего, его конструктивная и пластическая основа.
Большой интерес представляет световая организация пространства древнерусских соборов и церквей, в которых самой светлой частью интерьера является среднекрестие - центр композиции. Этим создавалось распределение яркостей и направление света, которое ассоциировалось с «божественным» светом, льющимся сверху.
В современной архитектуре выразительность объекта достигается сочетанием естественного и искусственного света, применением современных светотехнических и строительных материалов и конструкций, оригинальных оптических систем и новых архитектурных форм.