Темы и краткое содержание

Раздел «Анатомия опорно-двигательного аппарата» включает в себя 4 темы: Остеология или учение о костях; Артрология или учение о соединениях костей, Миология или учение о мышцах и Динамическая анатомия или основы анатомического анализа движений и положений человеческого тела.

Тема I. Остеология или учение о костях – 4 часа (лекция)

Понятие о скелете и его функциях. Кость как составная часть скелета. Строение кости. Костная ткань. Особенности строения клеточных элементов и межклеточного вещества. Пластинчатая костная ткань. Особенности ее строения и расположения. Остеон – структурная единица компактного вещества трубчатой кости. Грубо волокнистая костная ткань. Регенерация костной ткани. Надкостница. Компактное и губчатое вещество. Особенности строения длинных (трубчатых), плоских, коротких, смешанных и воздухоносных костей. Костный мозг и его функциональное значение. Форма костей и ее связь с выполняемой функцией. Химический состав костей. Возрастные изменения химического состава и механических свойств костей. Развитие и рост костей в длину и толщину. Адаптация костей к физическим нагрузкам. Кость как рычаг при движениях. Понятие о рычагах I, II и III рода.

Строение скелета – осевой скелет (череп, позвоночный столб, грудная клетка), дополнительный скелет (пояса конечностей, свободные верхние и нижние конечности).

Тема II. Артрология или учение о соединениях костей – 2 часа (лекция)

Учение о соединениях костей. Соединительная ткань, участвующая в образованиях скелета человека. Классификация соединений костей: непрерывные, полупрерывные, прерывные (суставы). Виды непрерывных соединений (костные, хрящевые, мышечные, фиброзные и эластические), их подвижность и возрастные изменения. Основные элементы сустава (суставные поверхности, суставной хрящ, суставная капсула, суставная полость, синовиальная жидкость). Форма, оси вращения и движения в суставах. Классификация суставов по: количеству соединяющихся костей, форме суставных поверхностей, количеству осей вращения (простые, сложные, двухкамерные и комбинированные суставы). Факторы подвижности в суставах. Дополнительные элементы суставов, их влияние на подвижность. Особенности соединений костей черепа, туловища, конечностей. Изменение суставов при занятиях спортом.

Тема III. Миология или учение о мышцах – 2 часа (лекция)

Виды мышечной ткани: гладкая, поперечнополосатая и сердечная, их морфологические и функциональные различия, местонахождение в организме. Поперечнополосатая мышечная ткань. Саркомер, как структурная единица ее миофибрилл. Структурные основы сокращения мышечного волокна. Типы мышечных волокон: красные, белые и переходного типа, их структурно-функциональная характеристика. Строение мышцы как органа. Мышцы перистые и веретеновидные. Связь формы мышц с выполнением функций. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Функциональная характеристика мышц: состояние мышц, тонус мышц. Сила мышц и факторы ее определяющие. Абсолютная, относительная и удельная сила мышц. Величина укорочения. Мышцы одно-, дву-, многосуставные. Мышцы-антагонисты и синергисты. Функциональные группы мышц головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Топография силы мышц у спортсменов.

Тема IV. Динамическая анатомия или основы анатомического анализа движений и положений человеческого тела – 2 часа (лекция).

Схема анатомического анализа положений и движений человека (по М.Ф.Иваницкому). Классификация положений и движений тела человека. Характеристика положений с позиций законов механики: действующие силы, понятие о внешних и внутренних силах, обусловливающих положение тела человека в пространстве, общий центр тяжести тела (ОЦТ) и методы его определения; понятие о центре объема тела; удельный вес тела человека как показатель физического развития; характеристика площади опоры при выполнении различных упражнений; виды равновесия тела и условия сохранения равновесия тела; понятие об углах устойчивости тела при неустойчивом равновесии тела. Характеристика работы мышечных групп, преодолевающая, уступающая, удерживающая и баллистическая работа мышц. Направление тяги мышц. Понятие о равнодействующей силе мышц и группы мышц. Разложение равнодействующей силы мышц на ее составляющие. Сложение и вычитание сил мышц. Параллелограмм сил. Пара сил. Момент силы мышц. Законы рычага и работа мышц. Примеры рычагов I, II и III рода в двигательном аппарате человека. Механизмы внешнего дыхания; влияние различных упражнений на организм, кому рекомендовать их и с какой целью. Особенности функционирования органов систем обеспечения в неестественных положениях тела.

Самостоятельная работа

Написание реферата по анатомическому анализу положения или движения тела человека в виде спорта, которым занимается слушатель, или общеразвивающего упражнения или упражнения лечебной физической культуры.

Раздел «Анатомия внутренних органов» включает в себя 3 темы:

Тема V Анатомия пищеварительной системы – 2 часа (лекция).

Классификация внутренних органов. Общий план строения стенки полых или трубчатых органов: слизистая, мышечная, серозная и адвентициальная оболочки. Строение паренхиматозных органов. Общая характеристика органов пищеварительной системы и её функциональное значение. Пищеварительный канал: полость рта, язык, молочные и постоянные зубы, их строение; глотка, окологлоточное лимфоидное кольцо, пищевод, желудок, тонкая кишка, её отделы, их положение, складки, их строение, кишечные железы и ворсинки, механизмы всасывания веществ в тонкой кишке; толстая кишка, её отделы, их положение. Пищеварительные железы: слюнные железы, железы желудка, печень и поджелудочная железа. Изменение пищи в различных отделах пищеварительной системы.

Тема VI. Анатомия дыхательной системы – 2 часа (лекция).

Общая характеристика органов дыхания. Дыхательные пути и легкие. Полость носа. Носовые ходы, их строение и функциональное значение. Глотка как воздухоносный путь.

Гортань. Её положение и функции. Скелет гортани (хрящи и их соединения). Связки гортани. Голосовая щель. Полость гортани, особенности строения слизистой оболочки. Мышцы гортани: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель и изменяющие натяжение голосовых связок. Механизм голосообразования.

Трахея. Ее положение и строение стенки. Бронхи, их строение и характер ветвления. Бронхиальное дерево.

Легкие. Положение, форма, поверхности, края, доли и функции легких. Строение ацинуса и альвеолы. Механизм газообмена в легких. Плевра, ее роль в дыхании

Тема VII. Анатомия мочевыделительной системы – 2 часа (лекция).

Мочевые органы. Общий обзор мочевых органов. Мочеточники, их положение, строение стенок и функция. Мочевой пузырь, форма, положение, строение стенок и функция. Мочеиспускательный канал, строение, функция и половые различия.

Почки, их положение, форма, внешнее строение и функциональное значение. Проекция почек на поверхность тела человека. Фиксирующий аппарат почки. Внутреннее строение почки: корковое и мозговое вещество. Строение нефрона, этапы образования мочи. Особенности кровообращения почки. «Чудесная артериальная сеть».

Самостоятельная работа

Изучить строение и функциональное значение половых органов. Мужские половые органы. Общий обзор мужских половых органов. Яичко, внешнее и внутреннее строение. Придаток яичка, семявыносящий проток, семенной канатик, семенной пузырек, их строение и местоположение. Семявыносящий проток, предстательная железа, семяизвергательный канал, их положение, строение и функциональное значение. Женские половые органы. Общий обзор женских половых органов. Яичник, его положение, строение и функции, желтое тело яичника. Маточные трубы, их положение, строение стенки и функции. Матка, положение, строение стенки и функциональное значение. Полость матки. Связки матки. Влагалище. Овариоменструальный цикл.

Раздел «Анатомия сердечнососудистой системы» включает в себя 2 темы:

Тема VIII. Анатомия кровеносной системы – 4 часа (лекция).

Общий обзор сосудистой системы. Функции кровеносной системы. Классификация сосудов. Строение стенок кровеносных сосудов: отличия артерий и вен, артерии мышечного и эластического типов, капилляры - пути микроциркуляции крови. Форма, положение, поверхности, края и границы сердца. Отделы сердца – предсердия и желудочки, их строение и функции. Клапанный аппарат сердца, его положение, строение и функции. Строение стенки сердца: эндокард, миокард, эпикард, перикард. Особенности строения миокарда желудочков и предсердий. Проводящая система сердца и ее функциональное значение Круги кровообращения: большой, малый, сердечный. Общие закономерности хода и ветвлений артерий. Формирование венозного русла. Значение системы воротной вены. Кровоснабжение и венозный отток от мозга. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении. Изменение сердца и сосудов под влиянием физических нагрузок.

Тема IХ. Анатомия лимфатической системы и органов иммуногенеза – 2 часа (лекция).

Общий обзор лимфатической системы и ее функции. Функциональная связь лимфатической системы с кровеносной. Лимфатические капилляры. Лимфатические сосуды, лимфатические стволы и лимфатические протоки, особенности их строения и функции. Грудной проток и правый лимфатический проток, их положение и строение. Лимфатические узлы. Строение лимфатического узла. Состав лимфы, ее продвижение. Строение и функции селезенки. Органы иммуногенеза. Значение знаний лимфатической системы для теории и практики массажа.

Раздел «Анатомия систем регуляции двигательной деятельности» включает в себя 2 темы:

Тема Х. Анатомия нервной системы – 6 часов (лекции).

Общий план строения и классификация нервной системы. Классификации нервной системы по топографическому и функциональному принципам. Строение нервной ткани. Строение нейрона (тело и отростки). Классификация нейронов по функциям (чувствительные, вставочные и двигательные). Интегрирующая роль в отношении всех систем организма и координирующая взаимоотношения с внешней средой функции нервной системы. Отделы и функциональное значение центральной и периферической нервной системы. Понятие об анализаторе и сенсорных системах. Общий принцип сенсорно-моторной иннервации мышцы.

Положение, строение и функции спинного мозга. Сегмент спинного мозга и его составные элементы. Рефлекторные дуги (соматическая и вегетативная).

Общий план строения головного мозга. Его отделы (продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг), их строение и функции. Система желудочков. Строение конечного мозга. Полушария. Борозды и извилины. Доли конечного мозга: лобная, затылочная, теменная, височная. Локализация корковых концов анализаторов в коре мозга. Базальные ядра основания мозга, их положение и функциональное значение. Роль различных отделов головного мозга в формировании двигательных актов.

Понятие о периферической нервной системе. Черепные и спинномозговые нервы.

Вегетативная и соматическая части нервной системы, их различия. Общая характеристика вегетативной нервной системы. Центральный и периферический отделы вегетативной нервной системы. Анатомия и функции симпатической и парасимпатической систем. Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы и её значение для спортсменов.

Тема ХI. Анатомия эндокринной системы – 2 часа (лекция).

Характеристика эндокринной системы. Отличие желез внутренней секреции от внешней. Регуляция функций организма и общее понятие о нейро-эндокринных связях (гипоталамо-гипофизарная система). Общая характеристика действия гормонов. Строение и функции эпифиза, гипофиза, щитовидной и околощитовидных желез, коркового и мозгового вещества надпочечников, вилочковой, эндокринной части поджелудочной и половых желез. Описание действия гормонов. Влияние гормонов на рост и развитие детей и подростков. Возрастные изменения эндокринных желез. Влияние физической нагрузки на деятельность органов внутренней секреции.

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. М., Владос, 2007, 628 с. ил.

2. Атлас анатомии человека. М., РИПОЛ классик, 2007, 528 с., ил.

3. Никитюк Б.А., Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум). М., ФиС, 1989, 176 с., ил.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Белая Т., Белый П. Анатомия йоги. Ростов н/Дону, Феникс, 2008, 159 с., ил.

2. Ингерлейб М. Анатомия физических упражнений. Ростов н/Дону, Феникс, 2008, 187 с., ил.

3. Кузнецов А. Анатомия фитнеса. Ростов н/Дону, Феникс, 2008, 224 с., ил.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ

1. Компьютерные программы «Анатомия человека 2.0», «Human 3d» (диски).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: