Культурно исторический и деятельностный подход в психологии и образовании

Тема 1. Культурно исторический и деятельностный подход.

1. Сформулируйте основные положения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.

2. Раскройте суть принципов развития.

3. Выделите основные направления исследований деятельностного подхода и связанные с ними теоретические проблемы психологии (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

4. В чем заключается различия в понимании деятельностного подхода в работах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева?

5. Каким образом образование трактуется с позиции деятельностного подхода? Существует ли взаимосвязь между идеями деятельностного подхода и современными проблемами формирования компетенций в образовании?

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983.

2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология (Сборник). - М., 2002. - С. 512-755.

3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.

4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.

6. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.

7. Давыдов В. В.О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

8. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии, 19.., №2.

9. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

10. Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1997.

Тема 2. Понятие и теории обучения

План:

1. В чем различия и сходства взглядов на обучение с позиции культурно-исторического и деятельностного подходов?

2. Соотношение понятий «обучение», «учение», «учебная деятельности» и «развитие» в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.).

3. Сравнительный анализ теорий обучения П.Я. Гальперина, Б.Д. Эльконина-В.В. Давыдова, А.С. Шарова.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

2. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. - 1994. - №6. - С. 31-37.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.

6. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). —— М.: Тривола, 1994.

7. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П.Психология развития (по мотивам Л. Выготского) http://www.psychology.ru/library/00073.shtml

8. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005.

Тема 3. Воспитание.

План:

1. Каким образом понятие воспитания может быть раскрыто в культурно-историческом и деятельностном подходах?

2. Понятие «воспитание» в широком и узком смысле.

3. Раскройте суть механизмов социализации (интериоризация, экстериоризация).

4. Суть периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому и Б.Д. Эльконину (ключевые сходства и различия во взглядах ученых на возрастное развитие ребенка).

5. Выделите стабильные и кризисные стадии в развитии ребенка.

6. Характеристика субкультур.

7. Какую роль играет массовая культура взрослых в формировании молодежных субкультур?

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2. Ковалева А. И. Кризис системы образования. // Социс. – 1994. - № 3 стр. 34 – 42.

3. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /- М. "Наука" 1993.

4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник - М. 1993.

5. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс. – 1994- № 12 стр. 43 – 52.

6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.

7. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1.

8. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.

9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: