double arrow

Компетентностный подход в среднем образовании

Чернявская А.П.

Необходимость внедрения компетентностного подхода в обучении долгое время обсуждалась и в педагогической теории, и в практике. Компетентностный подход приходит на смену традиционному знаниевому.

Причина этого - в изменении содержания понятия «качество образования». Качество образования - это социальная категория, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности (С.Е. Шишов и В.А. Кальней [12]). Если еще 20-30 лет назад качество образования в России в основном измерялось уровнем знаний и умений выпускника школы, то, начиная с середины 90-х годов ХХ века, оно стало пониматься гораздо шире. В него стали включать требования, соответствующие основным тенденциям развития российского общества, которые впервые четко были сформулированы в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [4], и впоследствии неоднократно уточнялись и расширялись в целом ряде документов («Стратегия модернизации содержания общего образования», «Наша новая школа» и др.). Концепция модернизации российского образования под новым качеством образования понимает:

- Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта; умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности; повышения уровня толерантности.

- Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течении всей жизни и информационной грамотности.

- Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Там же отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Вполне очевидно, что знаниевый подход не в состоянии обеспечить достижение новых целей образования. Для эффективного выполнения деятельности не всегда достаточно знать, как ее выполнять. Необходим еще целый ряд компонентов, таких как желание (мотивация), умения выбрать из числа умений и приемов тех, которые лучше всего применить именно в данной ситуации, анализировать ситуацию, принимать решения и др. Именно поэтому в современной педагогике обратились к анализу и формированию компетентностей. Компетенция одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности (Шишов С.Е., Агапов И.Г. [11]).

Ориентированное на компетенции образование, по утверждению И.А.Зимней [3], сформировалось в 70 годах XX века в Америке и прошло три стадии своего становления:

- Первый этап (1960-1970 г.г.) – введение в научный аппарат категории «компетенция», создание предпосылок разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

- Второй этап (1970 – 1990 г.г.) – появление развернутой трактовки термина «компетентность» Дж. Равеном как явления, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения [6].

- Третий этап связан с появлением в документах ЮНЕСКО круга компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования: научиться познавать, научиться делать. Научиться жить вместе, научиться жить [2].

Компетенция определяется как умение отвечать индивидуальным и социальным требованиям, а также выполнять определенные задания или выполнять ту или иную деятельность. Каждая компетенция строится на сочетании взаимосвязанных когнитивных и практических умений, знаний (включая не явно выраженные знания), ценностных ориентаций, отношений, эмоций и других социальных и поведенческих компонентов, которые могут быть мобилизованы для выполнения эффективных действий. Важно в данном случае не смещать акценты на когнитивные компоненты компетенций и не минимизировать важность таких компонентов как мотивация и ценностные ориентации [9].

По Дж. Равену, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [6, С.6].

А.В. Хуторской, определяет образовательную компетентность как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, условий, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно- и социально- значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности» [5, С.60].

В одну компетентность могут входить разные знания и умения, которые являются взаимозаменяемыми. Учащийся может выполнить одну и ту же работу разными способами, но если работа выполнена успешно, то можно говорить о том, что он во всех случаях компетентен в выполнении данной работы. Способ поведения в конкретной ситуации складывается, таким образом, из следующих составляющих (Схема 1 [13]):

1. Компонентов компетентности (знаний, умений, способностей, личностных качеств и др.), которые будут развиваться и проявляться только в процессе выполнения интересной для человека деятельности.

2. Мотивации учащегося.

3. Параметров эффективности деятельности, зависящей от целого ряда независимых и взаимозаменяемых компетентностей и конкретной ситуации, в которой оказывается индивид, непосредственно влияющей на формирующиеся у него ценности и на возможность развития и овладения новыми компетентностями.

Компетентность формируется в той области, где все три параметра накладываются друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: