Формы статистической отчетности в арбитражных судах

В настоящее время действуют следующие формы статистических отчетов о деятельности арбитражных судов:

- статистический отчет о работе арбитражного суда субъекта Российской Федерации (форма N 1);

- отчет о работе арбитражных судов по рассмотрению дел о банкротстве (форма N 1а);

- отчет о работе арбитражного апелляционного суда (форма N 2);

- отчет о работе федерального арбитражного суда (форма N 3);

- отчет о работе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (форма N 4).

Форма N 1 - статистический отчет о работе арбитражного суда субъекта Российской Федерации состоит из следующих шести разделов:

1. Движение дел.

2. Результаты рассмотрения дел.

3. Рассмотрение заявлений о применении обеспечительных мер.

4. Рассмотрение заявлений в связи с совершением исполнительных действий.

5. Государственная пошлина.

6. Иные сведения.

Первый раздел содержит показатели движения в первой инстанции по шести группировкам категорий рассматриваемых дел:

- экономические споры и другие дела, возникающие из гражданско-правовых отношений, из административных и иных публичных правоотношений;

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- о несостоятельности (банкротстве);

- об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В движении дел учитываются: остатки нерассмотренных заявлений и дел на начало и конец отчетного периода, число поступивших в отчетном периоде заявлений, результаты их рассмотрения (оставлено без движения, возвращено, принято к производству), результаты разрешения дел по принятым к производству заявлениям (вынесено решение или определение, оставлено без рассмотрения, производство прекращено; в том числе с отказом от иска или заключением мирового соглашения).

Также выделяются показатели нарушения сроков рассмотрения дел из числа нерассмотренных на конец отчетного периода, показатели по числу приостановленных производством дел, по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

В справке к статистической таблице, характеризующей движение заявлений и дел, отражаются следующие статистические показатели: число разрешенных дел в порядке упрощенного производства, с участием присяжных заседателей, о пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам, о числе исполненных поручений иностранных судов и другие. Подробно выделяются показатели, по каким причинам нарушены сроки рассмотрения дел, а также число дел, по которым нарушены сроки изготовления решений (определений) и разосланных с нарушением срока решений, основания приостановления производства по делам.

В разделе "Результаты рассмотрения дел" учитывается общее число дел, по которым вынесены решения по существу дела, из них с удовлетворением заявлений, а также заявленные и взысканные суммы. В этом разделе категории разрешенных дел отражаются более подробно по более чем пятидесяти категориям и группировкам категорий дел, вытекающих из гражданско-правовых, административных и иных публичных правоотношений, а также связанные с исполнением ранее вынесенных решений.

В статистической отчетности показатели выделяются как по видам договоров, так и по формам неисполнения обязательств. Кроме того, дела, вытекающие из гражданско-правовых отношений, группируются в разделе отчета:

- о заключении, изменении и расторжении договоров, с выделением договоров на поставку продукции и товаров для государственных нужд;

- о признании договоров недействительными;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам.

Выделяются договоры купли-продажи, в том числе поставки, энергоснабжения, недвижимости; договоры аренды, подряда, в том числе строительного и долевого участия в строительстве; перевозки, в том числе международной, транспортной экспедиции; договоры займа и кредита, банковского счета, страхования, хранения, возмездного оказания услуг, по посредническим договорам (например, поручения, комиссии). В показатель "другие виды договоров" включаются дела, связанные с договорами, не выделенными в отдельных показателях, например договор контрактации. В этот показатель группируются дела по видам договоров, не имеющих значительной доли в общем объеме рассматриваемых дел данной категории.

Кроме вида договора, дела одновременно группируются и по видам имущественных требований: возмещение убытков, взыскание неустойки, изменение или расторжение договора. В данный раздел введены показатели по корпоративным спорам, например обжалование решений общих собраний акционеров (участников), органов управления обществ; о признании недействительными учредительных документов обществ (устав, договор) или внесенных в них изменений; о признании недействительными учредительных документов обществ (устав, договор) или внесенных в них изменений.

В показателях по спорам о ценных бумагах выделяются показатели о ненадлежащем исполнении и возмещении убытков, о восстановлении ценной бумаги, а также по видам ценных бумаг - векселю и государственной облигации.

Выделяются показатели по категориям дел, связанных с защитой права собственности, в том числе о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении иных нарушений прав собственника; о защите деловой репутации, а также дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности с выделением по видам интеллектуальной собственности и способам защиты исключительных прав.

Выделяются категории дел по спорам из внедоговорных обязательств, дела, связанные с применением бюджетного законодательства, о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания; дела, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией организаций, с государственной регистрацией, связанные с применением налогового, таможенного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, с применением законодательства о земле, применением антимонопольного законодательства, о несостоятельности (банкротстве).

Из категорий дел, связанных с административно-правовыми отношениями, по строкам раздела выделяются дела: об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях (дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, которые арбитражные суды рассматривают в соответствии со своей подсудностью, определенной в ст. 23.1 КоАП РФ, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности).

В показателях по отдельным строкам раздела учитываются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дела, связанные с исполнением решений; об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение; о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов.

По строкам статистической таблицы в разделе дополнительно из общего числа дел выделяются: дела с участием иностранных лиц, в том числе из стран СНГ, касающиеся внешнеэкономических сделок; дела, связанные с применением законодательства об иностранных инвестициях, а также дела, в рассмотрении которых участвовал прокурор.

В разделе "Рассмотрение заявлений о применении обеспечительных мер" отражаются сведения о рассмотрении арбитражным судом заявлений о применении обеспечительных мер: обеспечении имущественных интересов, обеспечении иска, обеспечении доказательств, обеспечении исполнения решения, как поданных вместе с иском, так и в процессе производства по делу.

Общее число признанных обоснованными заявлений подразделяется на виды обеспечительных мер, предусмотренных ч. 1 ст. 91, ч. 3 ст. 199 АПК РФ (наложение ареста, запрещение совершать и обязанность совершить определенные действия, передача спорного имущества на хранение, приостановление взыскания по исполнительному листу, приостановления реализации имущества, приостановление ненормативного правового акта, решения и иные). По указанным видам заявлений учитывается число отказов в применении обеспечительных мер и их основания.

В справке к разделу учитывается число рассмотренных заявлений о замене одной обеспечительной меры другой и об отмене обеспечения иска, а также число удовлетворенных из них заявлений.

В разделе отчета "Рассмотрение заявлений в связи с совершением исполнительных действий" отображаются сведения о рассмотрении заявлений или ходатайств (с выделением заявлений судебных приставов-исполнителей), связанных с исполнением судебных актов, поданных в том числе в арбитражные суды по месту нахождения судебных приставов-исполнителей. Учитывается число рассмотренных, а также удовлетворенных заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению; об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных актов об отложении исполнительных действий, по вопросам приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства, повороте исполнения судебного акта, о процессуальном правопреемстве.

Раздел "Государственная пошлина" содержит сведения о сумме государственной пошлины, перечисленной в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом, о числе дел, рассмотренных без уплаты государственной пошлины (не предусмотрена законом или заявитель освобожден), а также результаты реализации арбитражными судами прав, предоставленных действующим законодательством по уменьшению размера госпошлины, предоставлению рассрочки или отсрочки ее уплаты (количество дел и размеры госпошлины).

В разделе отчета "Иные сведения" отражаются статистические показатели о том, сколько и на какую общую сумму выдано исполнительных листов взыскателям, налоговым органам, иным уполномоченным органам, судебным приставам-исполнителям, в том числе о взыскании в доход федерального бюджета, государственной пошлины, по обращению на взыскания из бюджета, в том числе судебных издержек, о числе исполнительных листов, выданных в обеспечение требований, о числе возвращенных исполнительных листов в связи с исполнением.

В разделе отчета "Наложены штрафы" отражаются данные о взыскании с организаций и граждан штрафов в доход федерального бюджета в соответствии с нормами АПК РФ за утрату исполнительного листа, неисполнение судебного акта о взыскании денежных средств, непредставление доказательств, неисполнение определения об обеспечении иска, неуважение к суду, нарушение порядка в судебном заседании, неявку в судебное заседание.

Документами первичного статистического учета, на основании которых составляется форма N 1, являются статистические карточки первичного учета. Карточки заводятся на каждое исковое заявление, заявление, поступившее в судебные коллегии (судебные составы) арбитражного суда, в них отражаются необходимые сведения о ходе рассмотрения дела по первой инстанции. Информация о движении дела в статистической карточке дает возможность осуществлять контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел. В целях правильного учета категорию рассматриваемого спора или дела определяет судья. Специалист отмечает эту категорию непосредственно в документе первичного учета. Сведения из статистических карточек вносятся в автоматизированную систему судебного делопроизводства по этапам производства по делу.

Форма N 1а введена после принятия ныне действующего закона о банкротстве*(58). Этот отчет о работе арбитражных судов по рассмотрению дел о банкротстве состоит из нескольких разделов и подразделов.

Раздел 1 "Движение дел" отражает состояние остатков нерассмотренных заявлений и дел на начало и конец отчетного периода, поступление заявлений и результаты их рассмотрения (отказано в принятии, возвращено, принято к производству), результаты по делам, завершенным производством (в связи с завершением конкурсного производства, прекращением производства по делу, в том числе с заключением мирового соглашения, отказом в признании должника банкротом, оставлением заявления без рассмотрения). Остаток неоконченных дел на конец отчетного периода составляют дела, по которым в отчетном периоде не окончены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или не завершено конкурсное производство, а также дела, производство по которым приостановлено в соответствии со ст. 143 и 144 АПК РФ.

В разделе "Рассмотрение заявлений о применении обеспечительных мер" приводятся данные о рассмотрении арбитражным судом ходатайств о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом, а также об отмене ранее принятых обеспечительных мер. Выделяются статистические показатели по видам обеспечительных мер в соответствии с ч. 1 ст. 91, ч. 3 ст. 199 АПК РФ, ч. 2 ст. 46 Закона "О несостоятельности (банкротстве)": наложение ареста, запрет совершать или обязанность совершить определенные действия, передача спорного имущества на хранение, приостановление взыскания по исполнительному документу, приостановление реализации имущества, приостановление ненормативного правового акта, решения, запрет совершать сделки и др.

В разделе "Процедуры банкротства" выделяются четыре подраздела, соответствующие отдельным процедурам и результатам их проведения: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

В разделе "Рассмотрение разногласий, заявлений, жалоб, ходатайств" отражается число рассмотренных по видам процедур таких обращений, в том числе по характеру обращений (об установлении размера требований кредитора, об исключении требований из реестра, о признании недействительным решения собрания кредиторов, об отстранении арбитражного управляющего, об освобождении, утверждении арбитражного управляющего, о продлении срока процедуры, о понуждении к принятию имущества; жалоб кредиторов о нарушении их прав и законных интересов).

В разделе "Справка к отчету" статистическими показателями характеризуются рассмотренные заявления о банкротстве по признакам: от кого поступило (должника, кредитора, уполномоченных органов), а также по типу организаций (градообразующие, сельскохозяйственные, стратегические организации, субъекты естественных монополий), по виду собственника - индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных, муниципальных унитарных предприятий, ликвидируемых или отсутствующих должников.

Статистическая карточка на судебное дело о несостоятельности (банкротстве) является документом первичного учета для составления статистического отчета по форме N 1а. Из формы N 1 выделены разделы в отдельный отчет апелляционного арбитражного суда в связи с началом функционирования в 2004 г. апелляционных арбитражных судов в качестве апелляционной инстанции. Ранее арбитражные суды выступали в качестве первой и апелляционной инстанций.

Отчет N 2 о работе арбитражного апелляционного суда содержит сведения о движении и результатах рассмотрения дел в апелляционной инстанции.

Раздел "Движение дел" характеризует объемы жалоб на решения и определения арбитражных судов по первой инстанции, движение дел по принятым к производству жалобам и результаты рассмотрения дел в апелляционной инстанции. В движении апелляционных жалоб отражается общее число поступивших, оставленных без движения, возвращенных и принятых к производству. В движении апелляционных производств выделяют остатки нерассмотренных дел на начало и конец отчетного периода, поступившие в отчетный период на рассмотрение дела, по которым апелляционные жалобы приняты к производству, общее число рассмотренных дел, из них по которым производства прекращены в соответствии со ст. 265 АПК РФ в связи с отказом от апелляционной жалобы.

Все рассмотренные судом апелляционной инстанции ходатайства о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, независимо от того, изложены ли они в жалобе или в самостоятельном заявлении, учитываются в соответствующих показателях о числе рассмотренных ходатайств и удовлетворенных таких ходатайств, также учитываются заявления, рассмотренные и удовлетворенные о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

В справке к разделу отражаются показатели, контролирующие случаи и причины нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел в апелляционной инстанции, основания приостановления производства по делам, изготовления и рассылки судебных актов с нарушением установленных сроков.

В следующей статистической таблице - разделе отчета "Результаты рассмотрения дела в апелляционной инстанции" по графам учитываются данные о количестве отмененных, измененных решений и отмененных определений в соответствии со ст. 269 АПК РФ (отменено решений с принятием нового судебного акта, оставлением иска без рассмотрения, прекращением производства по делу, в том числе с утверждением мирового соглашения или с отказом истца от иска, отменено определений с направлением на новое рассмотрение в первую инстанцию и с разрешением вопроса по существу; изменено решений), также выделяются определенные в ст. 270 АПК РФ основания отмены или изменения судебного акта (неполное выяснение или недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов решения обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, нарушение норм процессуального права). В случае если судебный акт отменен или изменен по нескольким основаниям, установленным АПК РФ, то данные отражаются в отчете в соответствии с тем основанием, которое определено судьей, рассматривающим дело как основное.

По строкам отражаются данные по арбитражным судам, являющимся нижестоящей инстанцией по отношению к отчитывающемуся арбитражному апелляционному суду. Отдельно в аналогичной по структуре статистической таблице выделяются дела, пересмотренные по правилам рассмотрения в первой инстанции.

В разделе "Результаты рассмотрения дел по категориям споров" группировки категорий дел повторяют аналогичный раздел отчета арбитражных судов первой инстанции (форма N 1), в графах также учитываются показатели о числе рассмотренных дел этой категории, в том числе о числе отменных и измененных судебных актов (по числу дел).

В отдельных разделах учитывается рассмотрение заявлений о применении обеспечительных мер, в связи с совершением исполнительных действий, имеется аналогичный форме N 1 раздел по государственной пошлине, выдаче исполнительных листов и взыскании процессуальных штрафов.

Первичный учет рассмотрения дел в апелляционной инстанции осуществляется по статистической карточке на апелляционное дело.

Статистический отчет N 3 о работе федерального арбитражного суда в качестве кассационной инстанции составляется на основании статистических карточек на дело, рассмотренное в суде кассационной инстанции.

В разделе "Движение дел" отражается движение дел, по которым судебные акты обжалованы и кассационные жалобы приняты к производству, по структуре показателей в целом повторяющий аналогичный раздел о рассмотрении апелляционных жалоб арбитражным апелляционным судом.

В разделе "Результаты рассмотрения дел" отражаются результаты проверки судом кассационной инстанции правильности применения норм материального права и норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, количество дел и судебных актов, которые отменены или изменены, основания отмены или изменения. По строкам статистические данные отражаются по каждому арбитражному суду, входящему в состав конкретного судебного округа. В целом, статистическая таблица составлена по аналогии с апелляционной инстанцией за исключением статистических показателей, отражающих результаты рассмотрения, присущие только кассационной инстанции (направлено на новое рассмотрение, в том числе в первую инстанцию, передано на рассмотрение в другой арбитражный суд). В справке к разделу отражаются сведения по делам, которые не проверялись в апелляционной инстанции, с выделением отмененных и измененных судебных актов по каждому арбитражному суду.

В следующем разделе "Результаты рассмотрения дел по категориям" из общего числа рассмотренных дел выделяется число дел, по которым судебные акты отменены и изменены по столбцам статистической таблицы. По структуре он совпадает с аналогичными разделами отчетов по первой и апелляционной инстанциям.

Также имеются аналогичные разделы о применении обеспечительных мер, по госпошлине, о наложении процессуальных штрафов при рассмотрении в кассационной инстанции.

Форма N 4 содержит статистические показатели работы ВАС РФ как суда первой инстанции, так и надзорной инстанции.

В разделе "Движение дел по первой инстанции" выделяются категории дел, подсудных суду на основании ст. 34 АПК РФ об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти; об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ; об экономических спорах между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации.

В разделе "Рассмотрение заявлений и представлений и о пересмотре судебного акта в порядке надзора" выделяются результаты рассмотрения заявлений и представлений о пересмотре решений ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов округов, решений, постановлений судов субъектов Российской Федерации в порядке надзора.

Раздел "Рассмотрение дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" отражает движение дел по указанным выше категориям постановлений судов. Из числа рассмотренных дел учитывается число дел, по которым соответствующие решения отменены (изменены) с принятием нового акта, прекращением производства по делу, оставлением иска без рассмотрения, передачей на новое рассмотрение и оставлением без изменения одного из ранее принятых решений, а также основания такой отмены.

Число статистических показателей (графоклеток) в отчетности с 1992 г. возросло в несколько раз: с трех сотен до нескольких тысяч. Статистические показатели отражают деятельность арбитражных судов по реализации Законов о банкротстве, об исполнительном производстве и Налогового кодекса РФ.

Статистические отчеты дают возможность и на местах и в ВАС РФ анализировать деятельность арбитражных судов и по горизонтали, и по вертикали: осуществлять сравнение работы судов одного уровня друг с другом, рассматривать прохождение различных категорий дел по судебным инстанциям и обобщать выявленные вышестоящими инстанциями судебные ошибки.

Статистические отчеты представляются за полугодие и год с нарастающим итогом к 15 числу следующего месяца (к 15 июля, 15 января). В секторе статистики Контрольно-аналитического управления ВАС РФ на основании данных статистической отчетности формируются более десятка регламентных аналитических таблиц. Эти таблицы используются для анализа служебной нагрузки судей, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел в первой и апелляционной инстанциях; соблюдения сроков изготовления и рассылки судебных постановлений.

Средняя нагрузка судьи арбитражного суда рассчитывается как в целом за отчетный период, так и в среднем за рабочий месяц, исключая период отпуска. При расчете средней нагрузки по суду не включается председатель суда (соответственно из общего числа дел в расчете исключаются дела, рассмотренные им по первой, апелляционной или кассационной инстанциям). В общее число дел при расчете нагрузки суммируются число рассмотренных заявлений в рамках дел о банкротстве, о применении обеспечительных мер и связанных с совершением исполнительных действий. Расчет производится по числу рассмотренных дел на фактическую численность судей в суде*(59).

Также анализируется доля обжалованных дел в апелляционную и кассационную инстанции от числа дел, рассмотренных с вынесением решения по существу в первой инстанции, и качество рассмотрения дел. Показателем качества рассмотрения является доля отмененных и измененных судебных актов в вышестоящих инстанциях от числа разрешенных дел в первой инстанции.

В аналитических таблицах осуществляется сравнение показателей в динамике с прошедшим годом или в динамике за пять лет. В настоящее время имеется возможность проследить тенденции за все годы существования системы арбитражных судов.

При анализе выделяются данные как по каждому арбитражному суду, так и в целом по десяти арбитражным округам*(60), в которых субъекты Российской Федерации лишь частично совпадают с соответствующими восемью федеральными округами.

Для обеспечения качественного и своевременного рассмотрения дел, контроля за соблюдением процессуальных сроков, установленных АПК РФ в арбитражных судах, может вестись оперативная ежемесячная отчетность. Непосредственно по ВАС РФ ежемесячно анализируются статистические данные о работе по каждому из судебных составов и каждому судье с выделением следующих показателей: о поступлении заявлений, о пересмотре судебных актов в порядке надзора, о нарушении пятидневных процессуальных сроков вынесения определений, о принятии и возврате заявлений, о нарушении пятнадцатидневных и месячных сроков рассмотрения таких заявлений и пятидневного срока направления копий определений.

Статистические данные о работе арбитражных судов носят открытый характер и ежегодно публикуются при определенной аналитической обработке и сокращении в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также помещаются на Интернет-сайте ВАС РФ, в справочно-правовой системе "Гарант".

Федеральные арбитражные суды округов Московского, Уральского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Волго-Вятского издают свои бюллетени, где также публикуются данные о работе судов округов, окружного арбитражного суда и различные аналитические материалы на основе данных судебной статистики.

Высший Арбитражный Суд проводит большую работу по организации ведения статистики в арбитражных судах. В суды с целью оказания помощи в организации работы направляются методические рекомендации по ведению статистического учета и составлению статистических отчетов в арбитражных судах Российской Федерации, даются разъяснения по возникающим вопросам, систематически направляются информационные материалы, подготовленные на базе анализа судебной статистики, ведется целенаправленная работа по техническому оснащению и формированию единой информационной технологии судебного делопроизводства. Все суды обеспечены программными комплексами, позволяющими единообразно вести первичный учет заявлений и жалоб и обработку статистических данных. Аналогично судам общей юрисдикции для проверки корректности ведения первичного учета в электронных шаблонах форм статистической отчетности предусмотрены функции логических проверок Excel.

Статистические данные арбитражных судов содержат ценную информацию, поскольку в определенной степени отражают состояние экономики страны, становление и развитие различных форм собственности. По некоторым вопросам, например о банкротстве хозяйствующих субъектов, арбитражная статистика является единственным наиболее достоверным источником информации. При подготовке к проведению слушания о банкротстве в Государственной Думе пользовались статистикой, предоставленной ВАС РФ. О востребованности арбитражной статистики свидетельствует тот факт, что ежегодно по запросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президентских структур, правительства, Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности и энергетики, Министерства образования и науки, налоговых органов направляются десятки статистических справок и аналитическая информация о результатах рассмотрения арбитражными судами различных категорий споров.

На основе анализа статистических материалов выявляются проблемные вопросы на стыке компетенции арбитражных судов и других федеральных органов государственной власти. Например, поступления в федеральный бюджет государственной пошлины, взыскание налогов и задолженности из бюджетов и т.п.

Судебная статистика арбитражных судов представляет собой мощный источник для научной работы и законотворчества. Арбитражные суды, применяя Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", первыми убедились в наличии в нем серьезных дефектов, и ВАС РФ, используя свое право законодательной инициативы, выступал и продолжает выступать за его изменение и дальнейшее совершенствование с целью усиления защиты прав должника, добросовестного собственника, исключения заказного банкротства и рейдерских захватов через банкротство.

Анализ статистических данных позволяет оперативно решать организационные вопросы деятельности арбитражных судов Высшим Арбитражным Судом. С учетом данных статистики осуществляется и планирование работы судов. Отслеживание динамики и роста числа рассматриваемых дел позволяет своевременно ставить и решать вопрос увеличения штатной численности, а также в дальнейшем и изменения структуры системы арбитражных судов.

Обобщение данных судебной статистики выявило необходимость проведения специализации в судах, в связи с чем в настоящее время во всех судах имеются одна коллегия, разрешающая споры, вытекающие из гражданских и иных правоотношений, и коллегия, рассматривающая споры по делам, возникающим из административных правоотношений. Выделены также специальные составы по рассмотрению дел о банкротстве и по рассмотрению налоговых споров.

Число дел, вытекающих из административных правоотношений, по сравнению с 1992 г. увеличилось на несколько порядков: в 1992 г. лишь 1,6%, а в 2001 г. более 50% дел, в 2006 г. уже 60%. Причем на начальном этапе большую часть административных дел составляли дела о признании недействительными ненормативных актов. В настоящее время это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за пятнадцать лет увеличилось более чем в 20 раз, что повлекло необходимость внесения изменений в порядок взыскания в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Наибольший уровень поступивших заявлений в арбитражные суды по первой инстанции приходится на 2005 г. (1,6 млн.), из них 953 тыс. составляли заявления о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, если не предусмотрен иной порядок взыскания (в том числе по заявлениям налоговых органов - около 370 тыс., а по заявлениям Пенсионного фонда и Фонда социального страхования и др. - 583 тыс.).

В 2006 г. общее число исковых заявлений, заявлений в суд снизилось на треть (1 млн.), в 2007 г. уже меньше 1 млн. - 953 тыс., в 2008 г. опять наблюдается рост дел - 1,1 млн. (+13%). Количество поступивших заявлений по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, увеличилось на 25% (543 тыс.). После последовательного сокращения в течение двух предыдущих лет числа поступающих на рассмотрение в арбитражные суды заявлений по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в 2008 г. их количество вновь возросло на 6%.

С развитием рыночной экономики появились и дела о банкротстве. В 1993 г. в арбитражные суды впервые в российской истории после 1917 г. поступило 74 заявления о несостоятельности. В 2004 г. рассмотрено 14 тыс., а в 2005 - уже 30 тыс. Такое увеличение количества поступивших заявлений обусловлено определением порядка и условий финансирования процедур банкротства отсутствующих должников из средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 573. А в 2006 году рассмотрено почти 100 тыс. дел о банкротстве, последние два года наблюдается существенное снижение числа таких дел: 2007 г. - 44 тыс., 2008 г. - 34 тыс.*(61)

В качестве сложной категории экономических споров выделяют споры о защите права собственности, в том числе интеллектуальной. Если в первый год работы системы было 970 дел этой категории, то за 15 лет их количество выросло в 27 раз. Эти и многие другие данные свидетельствуют об изменениях в экономической жизни общества и принципах, на которых построена эта экономическая жизнь.

Как подметил Председатель ВАС РФ А.А. Иванов, изменения в экономической жизни арбитражная судебная система фиксирует с точностью лучшего барометра. Но показания барометра имеют ценность только тогда, когда они точны*(62).

Статистика арбитражных судов также констатирует низкую исполняемость арбитражных судебных решений, что отражает в гражданском судопроизводстве в целом одну из проблем российского правосудия. Так, например, из 1,2 млн. исполнительных листов, выданных в 2006 г. арбитражными судами, по данным статистики арбитражных судов было возвращено только 406 тыс., или около 34%. Таким образом, не исполняется треть решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: