Проявление разных видов юмора в рисунках ветеранов войн

Наиболее часто встречающимся видом юмора оказался амбивалентный, нейтральный юмор (11-17%), несколько менее часто проявлялся положительный, жизнеутверждающий юмор (4-7%), а также уничижительный (4-6%), самоуничижительный (3-6%) и «черный», но не болезненный юмор (5-7%) и умеренно положительный юмор (4-6%). «Черный», болезненный (садистский) юмор оказался наименее часто встречающимся (0-3%).

Проявление разных видов юмора в нашем исследовании отличалось от американских данных. Наиболее часто встречающейся разновидностью юмора среди взрослых (20-65 лет), по данным Р. Сильвер (Silver R., 2002), являлся не амбивалентный, а самоуничижительный и уничижительный юмор (в сумме составившие 8% от общего числа обследованных). Однако, так же, как и у нас, положительный, жизнеутверждающий юмор был весьма распространен (7%). Амбивалентный юмор в американских исследованиях проявлялся примерно с той же частотой (3%), что и «черный», болезненный юмор (3,5%). Умеренно положительный юмор был представлен в наименьшей степени. В целом, по данным Р. Сильвер, негативный юмор (с оценками менее 3 баллов) явно преобладал в разных возрастных группах над положительным юмором. Их соотношение составило 68% и 24% от общего числа юмористических рисунков, в то время как в нашем исследовании 32% и 26%.

Приведем примеры разных видов юмора, проявлявшихся в рисунках участников исследования. Примером «черного», но не болезненного юмора (1.5 балла) может быть рисунок под названием «Добрый цыпленок», сопровождаемый таким текстом: «Вылупился из яйца цыпленок, и был он сильно голоден. Пошел он искать червячков. Навстречу ему питон. Цыпленок подумал, что это червячок, и съел его».

Рис. 38. «Добрый цыпленок»

Примером уничижительного юмора может служить рисунок, который называется «Неожиданность». К нему дается такой текст: «Кот бежал за мышонком и загнал его в лес, где встретил динозавра и неожиданно испугавшись, надыбился на него и решил, что мышонка ему не поймать и необходимо бежать самому».

Рис. 39. «Неожиданность»

Примером самоуничижительного юмора выступает рисунок под названием «Неудавшийся прыжок», который сопровождается таким текстом: «Парашютист попал в стог сена, чуть не задавил мою кошку. Теперь попал в мою миску с молоком. Короче, этот десантник уже достал». Рассказ включает прямую речь со словами кота, с которым, по-видимому, идентифицируется автор рисунка.

Рис. 40. «Неудавшийся прыжок»

Весьма показательным для амбивалентного юмора является следующий рисунок под названием «Женился по любви» со следующим текстом: «Молодому десантнику попалась ревнивая молодая жена, которая образно преследует его даже во время прыжка с парашютом»

Рис. 41. «Женился по любви»

Примером умеренно положительного, жизнеутверждающего юмора служит рисунок под названием «Деликатес». Он сопровождается таким текстом: «В Афганистане на территории ММГ находилась зеленка. Мы ходили туда ловить змей. У нас был сослуживец, который их готовил, а мы употребляли в качестве деликатеса».

Рис. 42 «Деликатес»

Образцом положительного, игривого, жизнеутверждающего юмора может выступать рисунок со следующим текстом: «Встреча друзей, чтобы обсудить житейские вопросы».

Рис. 43 «Встреча друзей»

Для изучения связи между проявлениями юмора в рисунках, с одной стороны, и познавательными и творческими способностями, с другой стороны, сто пациентов, чьи рисунки были оценены с помощью шкалы юмора, были разделены на две подгруппы. В одну подгруппу вошли пациенты, проявившие чувство юмора, в другую – те, в рисунках которых юмор отсутствовал. Затем были рассчитаны средние оценки по одной из когнитивных шкал (шкале для оценки способности представлять и передавать историю), которая считается более валидной для оценки творческих способностей (Копытин А.И., 2010). В первой подгруппе средняя оценка по данной шкале составила 4,79 баллов (m ± 0,08), а во второй – 4,32 балла (m ± 0,11). При сопоставлении этих оценок с использованием t-критерия были выявлены достоверные различия (Р < 0,05). Таким образом, проявления чувства юмора в рисунках оказались тесно связанными с познавательными и творческими способностями, оцениваемыми в методиках Сильвер на основе применения таких признаков, как оригинальность, метафоричность и выразительность рисунка, значительные преобразования, внесенные автором в стимульный материал, проявление в рисунке игрового начала, двойного смысла, иносказательности, чувства юмора.

Все это позволяет заключить: проявление юмора в рисунках пациентов характеризует не только их эмоциональную, но и познавательную сферы как тесно связанные друг с другом и согласованно выполняющие важную функцию переработки и интеграции различной информации на основе оперирования визуальными образами. Это подкрепляется наблюдениями целого ряда авторов, в частности М. Newman (cit. in Clay R.A., 1997) о том, что юмор используется людьми с целью совладания со стрессом и когнитивной реструктуризации сложной информации. Интересно также замечание I. Jakab (Jakab I., 1998) о том, что «для понимания и выражения чувства юмора требуются достаточные интеллектуальные способности и гибкость мышления» (Р. 18).

Мы также не могли не обратить внимания на неоднократное проявление чувства юмора в изобразительной продукции одних и тех же пациентов. Это дает основание считать, что проявление юмора в процессе арт-терапии более тесно связано с личностными особенностями, нежели с динамикой терапевтических изменений. Сравнение показателей юмора в обеих группах на начальном и заключительном этапах лечения с применением критерия знаков статистически значимых различий не выявило (P > 0,05). В то же время, отмечается тенденция к повышению показателей юмора в творческой продукции пациентов, более выраженная у участников арт-терапевтических занятий.

Можно согласиться с тем, что в процессе групповой арт-терапии различные проявления юмора (не только в изобразительной продукции, но и в обсуждениях и общении пациентов друг с другом и ведущим) в какой-то мере могли быть связаны с групповой динамикой, формированием особой культуры группы. Проявления юмора могут в условиях такой культуры поддерживаться и служить одним из факторов самоидентификации. Чувство юмора при этом в значительной мере было связано с раскрывающимися ресурсами группы – ее общей сопротивляемостью стрессам (резилиентностью), механизмами копинга и защиты.

Высокий процент юмористических рисунков у данного контингента в какой-то мере может быть связан с изначально высоким уровнем сопротивления психологической работе в разных ее формах, в особенности арт-терапии – как такого занятия, которое многими пациентами некоторое время воспринималось как «баловство», «возвращение в детство». Особенности менталитета и своеобразной субкультуры определяли то, что предъявление своих проблем и выражение сложных, противоречивых чувств, тем более посредством рисунка, многими пациентами воспринимались как «не мужское дело». В этих условиях юмор мог отражать работу сдерживающих механизмов и повышенный самоконтроль, обеспечивать более безопасное и опосредованное выражение переживаний в группе.

Следует учитывать и специфику психических расстройств, которые преобладают в данной выборке. Так, избегающее травматических переживаний поведение часто входит в структуру доминирующего синдрома. В свою очередь, недоверчивость, пессимизм, межличностная отчужденность, повышенная уязвимость и чувствительность к эмоциональным стрессам, фальши и неискренности, высокий уровень агрессивных, тревожных и депрессивных переживаний также могли обусловливать неготовность к открытому выражению переживаний у значительного числа пациентов и их склонность вуалировать их юмором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: