Витрувианский человек

De architectura libri decem (лат., «Десять томов по архитектуре») — самый древний и единственный трактат по теории архитектуры, целиком дошедший до наших дней с дохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии по имени Марк Витрувий Поллион.

Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Интересно, что оригинальный манускрипт Витрувия вообще не содержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, что они там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно.

И только у Леонардо да Винчи два положения виртуозно совмещены на одном легком, прекрасно читаемом рисунке.

Витрувианский человек – является самым известным рисунком Леонардо да Винчи примерно в 1490 году был помещён в один из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Этот рисунок символизирует канонические пропорции.

Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположения рук и ног составляет две различные позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования – Модурол, повлиявшую на эстетику архитектуры ХХ века.

На сегодняшний день Витрувианский человек не воспринимается как символ идеальных пропорции, скорее это изображение символизирует человека во вселенной.

Интересные факты:

Есть теория о том, что на рисунке Витрувианского человека Леонардо изобразил Христа. По просьбе хранителей Плащаницы Леонардо да Винчи реставрирует её. И вдохновлённый изображением Христа на святыне он переносит идеальные пропорции на свой рисунок, он изображает «БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА». Леонардо да Винчи поместил человека в центр Миросоздания.

ВЫВОД

Большой взлет в эпоху Возрождения получили интеллектуальное и художественное мировосприятие и мировоззрение человека. Так же эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когда происходило становление последней как науки.

Не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Работа с данным проектом помогла мне увидеть совсем другую сторону великого гения всех времен Леонардо да Винчи. Было очень интересно узнать о нем как о разносторонне развитом человеке, проводившем свои исследования в областях различных наук, и медицина не стала исключением. Именно благодаря Леонардо да Винчи медицина получила прогрессивное развитие.

Работа с данной темой была интересной и увлекательной, и очень меня заинтересовала. На достигнутом я решила не останавливаться и продолжать свое знакомство с творчеством, исследованиями и изобретениями Леонардо да Винчи.

Список литературы

1. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.

2. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965.

3. Интернет ресурсы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: