Логика Древней Греции

Один из первых философов Древней Греции, который занимался проблемами теории познания и логики, — Гераклит Эфесский (около 544 — около 483 до н. э.). Он выступил против хаотичного накопления знаний, не пронизанных светом постигающей философской мысли, а также против бездумного следования традиции, некритического заимствования чужих взглядов. По его мнению, мышление — одно для всех людей. “Мышление, — отмечает Гераклит, — общее для всех... Все желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее”. Согласно Гераклиту, в основе познания лежит ощущение. Однако философ считал, что чувственное познание не может дать полного, окончательного знания о природе вещей и только логическое мышление приводит к мудрости. Отдавая должное чувственному познанию (глаза и уши — наилучшие учителя), Гераклит высоко ценил логическую ступень познания.

Зенон Элейский (около 490 — около 430 до н. э.) в истории логики известен своими логическими апориями (парадоксами): “Ахиллес и черепаха”, “Стадии” и др. Он вскрыл противоречивость и множественность движения, проблему делимости и неделимости вещей и др., что оказало большое влияние на последующее развитие философии и логики Древней Греции. Для Зенона бытие непротиворечиво, поэтому противоречивое — бытие мнимое, кажущееся бытие. Зенон известен как автор парадоксов, которые сводятся к доказательству того, что 1) “логически невозможно мыслить множественность вещей”; 2) “допущение движения приводит к противоречию”.

Протагор (около 480 — около 410 до н. э.) положил начало изучению видов умозаключений. Научные исследования в области логики проводил и древнегреческий философ-материалист Демокрит (460 — около 370 до н. э.). Его огромной заслугой было создание первых логических учений. По мнению Аристотеля, из философов-естествоиспытателей (“физиков”) Демокрит первым стал оперировать логическими понятиями и определениями, и в методе исследования он выгодно отличается от других.

Выступив против дедуктивного метода, Демокрит стал одним из основателей индуктивной логики. Классифицировав суждения, он разделял все существующее на:

1) то, что существует в силу необходимости, т. е. всегда, во всех случаях; 2) то, что возможно. Согласно Демокриту, из возможного:

· а) одно существует в огромном большинстве случаев;

· б) другое встречается реже;

3) некоторые явления в равной мере существующие или не существующие.

Большую подготовительную работу по созданию логической науки проделали софисты и Сократ (около 469-399 до н. э .). Они положили начало искусству логических споров, учению о понятии и об определении. Сократ высказывал свои суждения о сущности и значении таких приемов исследования, как индукция и дедукция. Знание, по Сократу, есть понятие об общем. Чтобы получить истинное знание, требуется свести изучаемый предмет к общему понятию и уже на основе этого понятия судить о предмете.

Значительного прогресса учение о логическом мышлении достигло у представителя объективного идеализма Древней Греции Платона (427-347 до н. э.) и его школы. Исходя из учения Сократа об общих понятиях, Платон превратил их в абсолютные идеи, существующие вне познающего субъекта. Он утверждал, что мир материальных вещей — это мир теней, отбрасываемых реальным, вечным миром идей. По Платону, только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают истинное знание, поскольку являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Платон смотрит на понятия не как на продукты нашего мышления, а как на некие самостоятельные сущности, существующие независимо от мышления. Чувственное познание неспособно охватить истину, она постигается только логическим мышлением. Логика Платона — это логика рассуждений, бесед, логического доказательства.

Создателем логики как науки, которая позже была названа формальной логикой, по праву считается крупнейший древнегреческий мыслитель, ученый-энциклопедист Аристотель (384-322 до н. э .). У Аристотеля логика впервые стала отдельной философской дисциплиной в качестве пропедевтики к “первой философии”. Чтобы успешно решать философские вопросы, считал он, очень важно овладеть в совершенстве орудием научного мышления — логикой.

По Аристотелю, логика — не отдельная наука, а инструмент любой науки. Логика — это наука о правильном рассуждении, о средствах доказательства истины. Задачу логики Аристотель понимал как исследование и указание методов, с помощью которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: