Тепловой режим двигателя и контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляются контрольно-измерительными приборами (рис. 5).(СЛАЙД № 16)
Рис. 5. Приборы контроля (СЛАЙД № 17)
Для контроля температуры охлаждающей жидкости устанавливаются датчики температуры.
Тепловой режим двигателя регулируется автоматически: (СЛАЙД № 18)
- двумя термостатами, которые управляют направлением потока жидкости в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя (рис. 6). Номинальная температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна находиться в пределах 85…90 °С.
-
Рис. 6. Термостат (СЛАЙД № 18)
- вязкостной муфтой привода вентилятора в зависимости от температуры воздуха перед вентилятором (рис. 7), электромагнитной или гидродинамической муфтой привода вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.
Рис.7. Вязкостная муфта (СЛАЙД № 18)
Термостаты могут быть с твердым или жидкостным наполнителем. На двигателе КамАЗ-740 применяются термостаты с твердым наполнителем. Баллон термостата заполнен активной массой, состоящей из смеси церезина (нефтяного воска) и медного порошка.
|
|
Термостаты ЯМЗ-238 – двухканальные, гармошечного типа с жидкостным наполнителем. Герметично закрытый гофрированный баллон заполнен на 1/2 объема легкоиспаряющейся жидкостью.
При температуре окружающей жидкости (70±2)°С активная масса начинает плавиться, а у жидкостных термостатов испаряться и, расширяясь, перемещает вниз баллон, полное открытие которого произойдет при температуре (83±2) °С.
На двигателях КамАЗ-740 термостатов два и установлены они в одной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров. У дизеля ЯМЗ-238 термостаты установлены в специальных коробках, прикрепленных к верхним трубопроводам блока цилиндров соединенных между собой перепускной трубой.