Структура и содержание учебных занятий

Программа содержит список рекомендованной литературы, дающей представление об основных принципах работы с информацией, включая ее сбор, систематизацию, обработку, анализ и подготовку конечного продукта. Именно на изучении списка литературы студенту следует сфокусировать свое внимание в рамках самостоятельной работы по курсу. В рамках практических занятий преподаватель, ведущий практику, направляет студентов при выборе темы практики, включая организацию работы по теме (исходя из ее специфики и языковых навыков студента в каждом конкретном случае) и периодический контроль состояния выполнения заданий. Коллективное и индивидуальное дистанционное обсуждение выполняемых заданий реализуется посредством онлайн-платформы BlackBoard.

Третий семестр

На этом этапе студенты вырабатывают навыки поиска информации в российских и зарубежных средствах массовой информации, ее последующей обработки и анализа. С этой целью каждый студент в начале семестра согласовывает с преподавателем тему. По теме выполняется два задания. Преподаватель контролирует выполнение заданий, а также в рамках практических занятий по курсу формирует у студентов представление об основных принципах и методах работы с информацией, включая работу в базах СМИ и алгоритм подготовки Отчета о мониторинге.

Задание 1. Отчет о мониторинге СМИ

В течение семестра студенту необходимо осуществить поиск упоминаний темы в российских и зарубежных СМИ и подготовить соответствующий отчет о присутствии темы в информационном пространстве.

Для работы с российскими федеральными и региональными СМИ рекомендуется использовать базу «Интегрум», для работы с зарубежными СМИ – «Lexis Nexis» (французский, английский, немецкий, испанский и итальянский языки). В тех случаях, когда требуется мониторинг СМИ на иностранных языках, не представленных в базах, используется обычный алгоритм поиска (библиотека, либо сеть Интернет).

Объем Отчета о мониторинге СМИ составляет 3-4 страницы основного текста (1,5 интервал; шрифт 12 пт., Times New Roman).

Алгоритм работы студента после выбора темы выглядит следующим образом:

- определить временной отрезок для мониторинга темы в СМИ (зависит от частоты упоминания темы);

- определить страны и конкретные СМИ, которые будут включены в мониторинг;

- определить ключевые слова для поиска упоминаний темы в российских и зарубежных СМИ, проведя предварительный мониторинг;

- провести поиск упоминаний (рекомендуемое минимальное кол-во упоминаний – 100);

- систематизировать упоминания и провести их первичную обработку (рекомендуется использовать электронные таблицы и формы);

- проанализировать собранную в результате мониторинга информацию и подготовить отчет.

Вопросы, на которые следует обратить внимание при поиске упоминаний и подготовке отчета:

- особенности и характер присутствия темы в информационном поле. Тема упоминается часто, либо информация по теме практически отсутствует. Предполагаемые причины отсутствия информации либо активного обсуждения темы;

- специфика восприятия и подачи информации различными СМИ и авторами; различается ли подход к сюжету в российских и в зарубежных СМИ.

- эмоциональный контекст упоминаний (негативный, позитивный, нейтральный);

- основные идеи и обозначаемые проблемы;

- есть ли авторы, которые пишут по данной тематике регулярно.

В работе с упоминаниями рекомендуется опираться не только на качественные, но и на количественные методики контент-анализа.

ВАЖНО: Результаты мониторинга не должны выглядеть как реферат публикаций в СМИ. Должны присутствовать общие выводы студента (сравнение, выявление тенденций в освещении темы) и отдельные примеры.

К отчету прилагается список обнаруженных упоминаний темы в СМИ.

Не следует включать в мониторинг сайты (Интернет-представительства) правительств, министерств и ведомств, президентов и парламентов, бизнес-структур и компаний и т.п.

Задание по мониторингу СМИ по решению преподавателя может выполняться в формате коллективной работы (не более 5 человек). В этом случае, в отличие от индивидуального мониторинга, тема формулируется более общая – например, «Международная репутация Ставропольского края в зарубежных СМИ в 2015 году». Минимальное рекомендуемое количество упоминаний увеличивается пропорционально количеству участников мониторинга (100×N, где N – кол-во участников). Темы второго задания в этом случае формулируются по принципу «частное к общему». Объем работы между участниками группы распределяется равномерно.

Задание 2. Подготовка руководителя организации к общению с прессой по выбранной теме

Задание заключается в подготовке пакета материалов, которые помогут руководителю организации сформировать представление о теме. Гипотетический руководитель организации определяется в зависимости от выбранной студентом темы. Так, если в теме речь идет о торгово-экономическом сотрудничестве белорусских регионов и Санкт-Петербурга, логично в качестве такого руководителя определить главу одного из профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга. Состав пакета материалов определяется в начале семестра преподавателем, ведущим Информационную практику, и может включать:

- Отчет о мониторинге присутствия темы в информационном пространстве (Отчет из Задания 1);

- подборка документов, статистики, официальных позиций по теме;

- Информационная справка по теме;

- перечень вопросов-ответов по теме.

Информационная справка представляет собой небольшой по объему документ (2-3 страницы), содержащий конкретную информацию по заявленной теме в ее развитии. В тексте основное внимание уделяется описанию событий, договоренностей, институтов и направлений сотрудничества, статистики и других количественных и качественных параметров. Аналитическая составляющая текста минимальна.

Вопросы-ответы. Используя результаты проведенного в рамках первого задания мониторинга СМИ, студенты выявляют, что именно интересует прессу в связи с темой. Исходя из этого, нужно спрогнозировать возможные вопросы, как они могли бы быть адресованы на пресс-конференции руководителю ведомства/организации. По каждому вопросу необходимо подготовить опорный текст – конкретную информацию объемом 5-10 предложений, которая может быть полезна при подготовке ответа на вопрос. При подготовке опорного текста студент осуществляет поиск всей необходимой информации (факты, статистика, данные социологических опросов, мнения официальных лиц, документы), не ограничивая себя СМИ.

ВАЖНО: вопросы должны быть конкретными (направленными на уточнение деталей, выявление мнения), ответы должны быть безличными и информативными (т.е. содержать весомые аргументы, факты, примеры).

Рекомендуется подготовить 5-7 вопросов и столько же «ответов» на них.

Пятый семестр

В рамках практических занятий преподаватель формирует у студентов представление об основных принципах и методах информационно-аналитической работы, а также об особенностях подготовки и оформления информационно-аналитического продукта. Отдельное внимание уделяется специфике аналитической работы в российской и зарубежной практике, различным подходам к цели, задачам и структуре аналитической записки (policy brief). Студенты выполняют задание на подготовку аналитической записки по теме, согласованной с преподавателем в начале семестра. Черновой вариант аналитической записки предоставляется преподавателю в срок не позднее двух месяцев до начала зачетной недели. Окончательный вариант сдается до начала зачетной недели, в установленный преподавателем срок.

Задание 3. Аналитическая записка

Это тип документов государственных учреждений, крупных компаний и подразделений бизнес-структур, аналитических агентств, исследовательских центров, для которого характерно:

- актуальность и проблемный характер темы;

- сжатая форма изложения;

- официальный стиль изложения (не научный и не публицистический);

- присутствие в тексте трех основных структурных единиц, а именно – постановка проблемы; анализ ситуации и возможных вариантов; выводы и предложения.

Рекомендуемый объем аналитической записки – 5-6 страниц основного текста. 1,5 интервал; шрифт 12 пт., Times New Roman.

Из 5-6 страниц текста каждая из структурных единиц занимает:

- постановка проблемы (не более 1 страницы);

- анализ ситуации и возможных вариантов (3-4 страницы);

- выводы и предложения/рекомендации (2-3 страницы).

Рекомендации даются конкретным ведомствам и организациям, имеющим полномочия для решения сформулированной проблемы. Структура записки может корректироваться в зависимости от выбранной темы и по согласованию с преподавателем, ведущим практику.

ВАЖНО: стиль Аналитической записки безличный (т.е. необходимо избегать местоимений «я», мы» и их склонений).

Неправильно: «Я считаю, что Министерство иностранных дел могло бы избежать этих ошибок, если бы…».

Правильно: «Министерству иностранных дел следует…».

К основному тексту Аналитической записки прилагаются:

- Список источников и литературы, использованных студентом. В Основном тексте сносок не делается. Возможны лишь небольшие примечания;

- Аннотации (abstract) на русском и английском языке. Объем каждой аннотации – 0,5 страницы. В аннотации должно содержаться краткое описание проблемы, основные 2-3 вывода и наиболее значимые рекомендации;

- приложения (графики, таблицы, диаграммы и т.п.), по желанию студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: