Дидактические тексты к модулю «Живопись как вид искусства»

1. “Зеркало с плоской поверхностью содержит в себе истинную картину на этой поверхности; и совершенная картина, исполненная на поверхности плоской материи, подобна поверхности зеркала, и вы, живописцы, находите в поверхности плоских зеркал своего учителя” (Леонардо да Винчи, “Трактат о живописи”).

2. “Прежде всего потому следует брать зеркало себе в учителя, и именно плоское зеркало, что на его поверхности вещи подобны картине во многих отношениях…. Картина, исполненная на плоскости, показывает предметы так, что они кажутся выпуклыми; и зеркало на плоскости делает то же самое; картина неосязаема, поскольку то, что кажется круглым и отделяющимся, нельзя обхватить руками, – то же и в зеркале; зеркало и картина показывают образы предметов, окруженные тенью и светом; и то и другое кажется очень далеко по ту сторону поверхности” (Леонардо да Винчи, “Трактат о живописи”).

3. “По мере того, как пространство картины становилось самостоятельным и освобождалось от стен, появлялась необходимость в различении физического пространства комнаты и самостоятельного мира картины” (В. Фаворский).

4. “Художественному произведению всегда свойственно как бы двойственное существование: с одной стороны, внешне, как вещи, и, с другой стороны, внутренне, как сложного содержания, как события, как цельного, замкнутого, рукотворного мира. И если художник как бы в первую очередь заинтересован во внутренней организации своего произведения, то не менее важными необходимым для него является оформление произведения как вещи и переход от произведения как вещи к произведению как внутреннеум миру. Как оформляется наружу рамой картина и становится вещью нашего интерьера, так оформляется пьедесталом памятник и становится деталью города, его пространства” (В. Фаворский).

5. Направления по горизонтали обозначают мир собственных действий человека; все направления по горизонтали уравнены между собой и образуют плоскость, равномерно простирающуюся во все стороны. Простейшей моделью человеческого существования будет горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью.

6. “Отвесная линия, определяющая вертикальность рисунка, вместе со своей партнершей, горизонталью, служит как бы компасом для художника” (Анри Матисс).

7. “Как брошенный в воду камень становится центром и причиною различных кругов, так же кругами распространяется и звук, порожденный в воздухе, так же и всякое, помещенное в светлом воздухе тело распространяется кругами и наполняет окружающие части бесчисленными своими образами и все является во всем и в каждой части” (Леонардо да Винчи, “Трактат о живописи”).

8. “Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, брошенному в пруд” (Арнхейм Р.).

9. “Попробуй, сними гипсовую форму с руки своей возлюбленной и положи ее перед собой – ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа, и тебе придется обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, так как они нераздельны – одно в другом” (О. Бальзак, “Неведомый шедевр”).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: