Крайности, встречающиеся при выполнении комплекса работ

Теперь давайте попытаемся применить на практике только что рассмотренное представление о моделях, воспользовавшись для это­го примерами, рассмотренными в конце гл. 2. Если помните, разговор шел о запасах и очередях, а вообще-то относительно сверти- наций вероятностей, называемых стохастическими процессами. При этом нами был изучен случай только лишь простого взаимодейст­вия, когда имеется один вход и один выход. Однако многие реаль­ные проблемы управления зачастую значительно сложнее. В частности, весьма вероятно, что в ситуации, находящейся под контро­лем организатора, должна предусматриваться целая сеть потоков материалов или транспортных потоков или потоков других видов. Схема процесса здесь значительно сложнее.и совсем непохожа на простую фигуру, приведенную в конце гл. 2.

Здесь - другая картина, при которой некоторые потоки суще­ствуют во времени и пространстве. Время всегда откладывается по горизонтальной оси; пространство чаще всего, представляется вер­тикальным размером. Потоки обязательно где-то сходятся, образуя узловую точку, и в какой бы части сети ни получался узел, мы ока­зываемся в действительности связанными со сверткой вероятностей. Вот что делает работу организатора такой трудной1 Он в состоянии самостоятельно составить схему подобного рода, но что ему нужно делать далее? Схема или стрелочная диаграмма выглядит таким образом, как будто все идет блестяще. Однако это объясняется только тем, что на них изображается именно та механическая и де­терминистская вселенная, которой, как мы давно договорились, не существует.

Вместе с тем то, с чем приходится иметь дело в данном случае, представляет собой в высшей степени сложный стохастический про­цесс. Он может быть описан как взаимодействующая система оче­редей или же как взаимодействующая система положительных и отрицательных запасов. А составлена ли сеть применительно к лю­дям, образующим очереди на автобусы, или же имеются в виду покупатели, устраивающие очереди за вещами, или же очередь воз­никает при решении вопроса об очередности капиталовложения - все это не играет совершенно никакой роли.

Попытаемся разобраться в этом на конкретном примере. Пред­положим, что в сети схематически изображается поток материалов, изготовленных деталей, сборочных узлов, а также, агрегатов, при­чем все они «сходятся» в единственном и последнем узле. Этот узел соответствует законченной работе. Это может быть дом или корабль, или шоссе-дело совсем не в этом. Организатор, для ко­торого составляется подобная сеть, пытается управлять процессом строительства и контролировать его, а это приводит в результате к окончанию работы к определенному сроку.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание читателя, - это то, что далеко не все линии, указанные на рисунке, одинаково важ­ны. Если вы занимаетесь строительством дома, то совершенно оче­видно, что электрическая проводка может быть проведена почти в любое время после того, как закончится постройка каркаса, и даже после выполнения большей части отделочных работ. С дру­гой стороны, трудности возникнут в том случае, если кто-то пред­полагает покрыть крышу до того, как будут построены стены. По­этому приходится сталкиваться с логическим приоритетом при создании конструкций, и логика ничего не может сделать со време­нем. Следовательно, если из логических условий вытекает необходимость выполнения Операций А и В и только после того можно при­ступать к выполнению операции С, а для выполнения операции А требуется гораздо больше времени, чем, оно идет на выполнение операции Д, то для выхода продукции весьма важно, чтобы опера­ция А заканчивалась за наикратчайшее возможное время. Вместе с тем при выполнении операции Д - больше свободы и операция может производиться в более медленном темпе.

Обратимся теперь к временному фактору. Если взять какой- либо временим интервал от Г, до Га и посмотреть, что же в это время происходит в сети, то окажется, что на этот период прихо­дится целая группа работ. Некоторые из них удается выполнить за это время, которым мы располагаем, поэтому нецелесообразно ак­центировать на них свое внимание. Выполнение других операций будет ограничиваться временем. Наконец, одна из этих операций может оказаться больше всех ограниченной во времени из-за воз­можности нарушения графика другими операциями. Именно эту операцию и должен исследовать организатор. Если она может быть выполнена в отведенное время, то до момента времени 7а все идет хорошо и он может подумать о выполнении работ в следующем ин­тервале времени от Га до 73. Этот интервал также будет содержать некоторые критичные операции. Если теперь возвратиться назад и обозреть всю систему, то становится очевидным, что из всего лаби­ринта вырисовывается только один путь, все компоненты (составля­ющие операции) которого являются критичными в этом смысле. Специалисты по исследованию операций называют его критическим путем.

Теперь любой организатор хочет быть уверенным в том, что события, которые должны происходить на этом критическом пути, произойдут вовремя. Трудность заключается и в определении кри­тического пути. Здесь организатору может помочь специалист по исследованию операций, поскольку известны способы, вычисления ответа на вопросы подобного рода. Речь идет о методах сетевого анализа. Каждый из узлов, располагающихся на критическом пути, можно рассматривать как свертку вероятностей. Вычисление сверт­ки позволит определить не только ожидаемые значения интервалов времени, за которые должны произойти эти события, и, следова­тельно, дату завершения всей работы, но также и вероятности ес­тественных отклонений от этих ожидающихся значений.

Для подобного вычисления может быть привлечено несколько способов. Наиболее известным является несомненно ПЕРТ - метод оценки программ и сообщений, однако следует иметь в виду, что при написании данной книги автор придерживался стратегии не вникать в массу технических подробностей. Наиболее важным для понимания является то, что мы можем получить наверняка в про­цессе проведения измерений наилучшую и наихудшую оценки вре­мени критического пути. Теперь у организатора в руках орудие управления, благодаря которому он сможет сконцентрировать свое внимание на задачах, выполнение.которых наиболее существенно в тот или иной момент времени. Он сможет также оценивать влия­ние последствий возможных задержек на всю работу.

ЗАДЕРЖКА И УВЕЛИЧЕННАЯ ЗАДЕРЖКА

Коль скоро мы имеем целую совокупность операций на крити­ческом пути, существует возможность катастрофы. Она может, на­пример, произойти, если время, потраченное на выполнение одной из операций, превысит ожидаемое время. Пусть шанс на это - только один из тысячи, но если такой шанс есть, то он приводит к нарушению плана. Казалось бы, что возможность риска исключа­ется при составлении сети. Но нет! Риск исключается только с за­планированной вероятностью, и, по-видимому, в нашем случае эта вероятность больше одного шанса из тысячи. Если же катастрофа произошла, то, наверное, нецелесообразно следовать по первона­чальному критическому пути. Теперь следует разработать новый критический путь от точки, которой мы уже достигли. Но для этого необходимо провести, повторное вычисление. Для вычисления и пересчета критических путей в реальных сложных сетях часто применяют электронные вычислительные машины.

Но, вернемся к нашему случаю. Пусть при первом же просчете было установлено недельное опоздание. Это означает, что мы не в состоянии дать гарантию уложиться в заданное время, но все же можем попытаться сделать это, поскольку позднее благодаря на­шим усилиям может открыться возможность уложиться в срок. Од­нако повторно вычисленный критический путь может показать, что выполнение работы задержится, скажем, на шесть месяцев.

Как же это могло произойти? Возвратимся к простому примеру строительства дома. К изготовлению деревянной части строения при­влекается подрядная организация плотников, с которой заключен договор, причем предполагалось, что работы будут производиться в четверг. Однако где-то была допущена ошибка с проверкой кри­тического пути выполнение, земляных работ при закладке фундамента и в начале кладки кирпича. Поэтому мы вынуждены сказать плотникам, что запаздываем и что они должны приходить не в этот четверг, а в следующий. Всем нам известно, что в таких случаях обычно говорят плотники. В следующий четверг они де уже догово­рились работать в других домах и не могут освободиться раньше марта. Таким образом, сеть может стать «увеличителем задержки». Если мы только что пропустили автобус, нам придется ожидать следующего в течение 20 мин. Проанализировав же критический путь, можно рассчитать величину задержки, до которой она воз­растет в конце линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: