Периодизация истории Древнего Рима


VIII—VI вв. до н. э. — Древнейшая история Италии. Греческие колонии на юге Италии.
Общество и государство этрусков. Царский период в Риме
VI—III вв. до н. э. — Раннеклассовое общество. Борьба плебеев с патрициями. Завоевание
Римом Италии (ранняя Республика)
II—I вв. до н. э. —Система классического рабовладения в Италии. Создание Римской
средиземноморской державы (поздняя Республика)
I—II вв. м, э. —Расцвет античной средиземноморской цивилизации. Ранняя Римская империя
(принципат)
III вв. н. э.—Общий кризис античной цивилизации. Угроза распада Средиземноморской римской
империи
IV—V вв. н. э.—Формирование протофеодальных отношений. Поздняя Римская империя (домииат)

1. Рим царской эпохи (VIII-VI вв до н.э.)

Ранняя история Рима

  • 754-753гг. до н.э. - Основание города Рима
  • VIII-VI вв. до н.э. - Царский период римской истории
  • VII в. до н. э. — Появление латинской письменности
  • Сер. VI в. до н.э. - Реформа римского общественного строя, проведённого царём Сервием Туллием
  • 524г. до н.э. - Поражение этрусков в морском бою с греками у берегов Кампании

2. Эпоха Римской республики (509—30 гг. до я. э.).

Борьба плебеев с патрициями. Политический строй ранней Римской республики

  • 494 г. до н. э.—Традиционная дата первого удаления плебеев на «Священную гору». Установление народного трибуната
  • 451 —450 гг. до н. э.— Комиссия децемвиров «Законы XII таблиц»
  • 449 г. до н. э.—Повторное удаление плебеев на «Священную гору». Законы Валерия и Горация о правах римского гражданства
  • 445 г. до н. э.— Закон трибуна Канулея о браках
  • 444 г. до н. э. — Введение должности военных трибунов с консульской властью
  • 443 г. до и. э. — Учреждение должности цензоров

Завоевание Римом Италии

  • 406—396 гг. до н. э.— Третья (последняя) война римлян с этрусским городом Вейи
  • 390 или 387 г. до н. э. — Вторжение кельтов (галлов) в Лациум. Временный захват города Рима
  • 367 г. до н. э. — Законы народных трибунов Лициния и Секстия
  • 356 г. до н. э. — Первый диктатор из плебеев
  • 351 г. до н. э. — Первый цензор из плебеев
  • 340—338 гг. до н. э.— Война римлян с латинскими союзниками. Установление римского господства в Лациуме
  • 327—304 гг. до н. э. — Вторая война римлян с самнитами
  • 326 г. до н. э.— Закон трибуна Петелия о запрещении обращения римских граждан в долговых рабов
  • 312 г. до н. э. — Цензорство Аппия Клавдия
  • 300 г. до н. э. — Закон трибунов Огульниев
  • 298—290 гг. до н. э.—Третья римско-самнитская война

Войны Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье

Римские захваты в Восточном и Западном Средиземноморье

Взаимоотношения Римской республики с эллинистическими государствами и народами Средизимноморья во II в. до н.э.

Экономика и социальные отношения в Римской республике во II в. до н.э. Положение в римских провинциях

Классовая и социальная борьба в римско-италийском обществе в 130-120 гг. до н.э.

Деятельность братьев Гракхов

Гай Марий и реформа армии

Деятельность Луция Апулея Сатурнина. Союзническая война

Гражданские войны 80-х гг. до н.э. Диктатура Корнелия Суллы

Кризис республиканского строя в Риме в 70-50-х гг. I в. до н.э.

Первый триумвират и диктатура Цезаря

Гражданские войны 44-30 гг. до н.э.

Падение Римской республики

3. Римская империя (I-V вв.)

Октавиан Август и установление принципата

Ранняя Римская империя 30 г. до н.э. -192 г. н.э.

Римская империя во II в. "Золотой век".

Возникновение и становление христианства (I-II вв.)

Кризис Римской империи в III веке. Римская империя при Северах.

Правление Диоклетиана и Константина. Реформы по укреплению Империи. Оформление системы домината

Римская империя в IV-V вв.

Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.

2.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО РИМА

Древнейшим населением Апеннинского полуострова были лигуры, создавшие здесь неолитическую культуру. С наступлением железного века пришлые индоевропейские племена постепенно вытеснили лигуров на северо-запад Италии[1][12]. Эта миграция племен древнеевропейцев на запад во II — начале I тыс. до н. э. приве­ли к формированию новых этнических групп. Среди них одна из наибо­лее заметных, праиталики, начала заселять Апеннинский полуост­ров с начала II тыс. до н. э[2][13]. В I тыс. до н. э. индоевропейские племена (италики, иллирийцы и греки) составляли уже основную массу населения полуострова. Среди них выделяют группу италиков, которая распадается на две подгруппы: латино-сикулльскую и умбро-сабелльскую[3][14].

Они образовали несколько крупных племенных объеди­нений— латинов, осков, умбров и др. Латины, заняв земли в нижнем течении реки Тибр, положили начало городу Риму. Впрочем, прежде латинов здесь проживало местное население (к ним, возможно, относи­лись лигуро-сикулы). Рядом с латинами на прибрежных холмах укрепи­лись в VIII—VII вв. до н. э. италики-сабиняне. Из слияния этих племен и мелких родовых поселений при главенстве латинов формируется население первоначального Рима[4][15].

Римские историки основание Рима относят к 754/53 г. до н. э. С этого времени можно говорить о начале формирования пантеона Древнего Рима. Е.М. Штаерман предлагает разделить историю религии Древнего Рима на три периода:

1. Древнейшая римская религия - религия общины.

2. Классическая римская религия - религия державы.

3. На путях к мировой религии - Религия Империи.[5][16]

Первый период совпадает с эпохой царей (754—510 гг. до н. э.).

Легендарный первый царь Рима – Ромул - заложил основы религиозной и государственной жизни молодой общины. С именем Ромула традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин). Но Ромул был убит родовыми старейши­нами, которых раздражали его тиранические замашки. Вторым царем Рима, по преданию, был сабинянин Нума Помпилий (716-673). Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правили Тулл Гостилий (673-641) и Анк Марций (641-616), внук Нумы.

Потом царем стал чужеземец полу­грек, полуэтруск, эмигрировавший из Этрурии - Тарквиний Древний (616-578). При нем Рим начал благоустраиваться: В религиозной жизни Древнего Рима это время прямого этрусского влияния. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни, Сервия Туллия (578-534). Сервий обнес город оборонительной стеной и провел ре­формы, в частности религиозные. В это же время рим­ляне неуклонно расширяют территорию своего государства, добиваясь гос­подствующего положения в Лации.

Эта тенденция к неуклонному возрастанию Римского государства в Средней Италии была на сравнительно короткое время приостановлена в конце царского периода, когда Рим попал в орбиту политического влия­ния этрусков. Предание это связывает с убийством Сервия Туллия его зятем Тарквинием (534-510), который захватил царскую власть. Он правил тиранически, за что получил прозвище Гордого, и был изгнан. После этого в Риме была уста­новлена Республика.[6][17]

Свержение в конце VI в. до н. э. царя этрусской династии Тарквиния Гордого не только освободило римлян от чужеземной опеки и вернуло им возможность независимой политики, но и открыло дорогу к новым внутренним преобразованиям. Переход высших полномочий от царей к выборным годичным магистратам с коллегиальной властью, консулам, знаменовал начало новой эпохи — эпохи Республики (510—30 гг. до н. э.). В это время окончательно формируется «классическая римская религия - религия державы».

Третья и последняя эпоха в истории Древнего Рима — эпоха Империи (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.). Религиозные взгляды этого времени характеризуются окончательным синкритизмом, подавляющим влиянием античной, в первую очередь, греческой философии и появлением «культа» императора.

Решительный удар по древнеримской религии нанес император Константин Великий (306—337 гг.), который, считаясь с возрос­шим влиянием христианства, не только допустил ее свободное исповедание (Миланский эдикт 313 г.), но и сделал ее доминирующей религией государства. Так заканчивается история древнеримской религии. В 381-м году императором Феодосием Великим она была объявлена вне закона и в VI в. н. э. прекратила свое существование.

Из работы «Краткая история древнеримского пантеона» священника Алексея Масалова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: